Бытует мнение, что вместо полноценной замены верхнего строения пути (в частности рельсов), на наших Российских Железных Дорогах, в целях экономии рельсы не заменяют, а просто меняют местами. Этот миф является полным бредом и в этой статье об этом и поговорим.
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На просторах наших железных дорог хоть и бушует оптимизация, всадниками которой являются эффективные менеджеры, но всё таки, всё не настолько плохо, как пишут в интернетах. Да, на железной дороге действительно распространена практика смены рельсов местами, но делается это вовсе не из-за оптимизации.
Как изнашиваются рельсы?
Начать стоит с того, что профиль железнодорожного рельса состоит из трёх частей: головки, шейки и подошвы. И именно головка рельса находится в контакте с колёсными парами проезжающего подвижного состава. Профиль рельса можно увидеть на картинке:
С рельсом более менее понятно, а что там у нас с колёсами? Если посмотреть на железнодорожное колесо, то это никак не цилиндр, а усечённый конус с выступающей частью - ребордой, или гребнем. Такая форма обеспечивает возможность прохождения кривых. Если бы колеса имели форму цилиндра, то поезд смог бы ехать исключительно по прямой. Я думаю про то, каким образом достигается возможность поворота поезда вы знаете, так как про это писали абсолютно все железнодорожные блогеры на Дзене. Тот самый скос, о котором я говорю, отлично виден на данном чертеже.
Так вот, из этого всего следует, что пятно контакта головки рельса с колесом поезда не лежит по всей поверхности рельса (ну а точнее, опять же, головки рельса). И больше всего колесо давит на внутреннюю часть головки, контакт колеса с рельсом в поперечном профиле - на картинке:
Оттого, вполне логично, со временем и на головке рельса появляется скос, повторяющий профиль колеса. Этот дефект называется боковой износ головки рельса, когда расплющивается внутренняя часть. Думаю, что ответ на главный вопрос этой статьи уже вырисовался - местами рельсы меняют как раз для того, чтобы расплющенная часть оказалась на внешней стороне каждого из рельсов.
Каким образом рельсы меняют местами?
Поскольку на многих участках используется бесстыковой путь, где длина рельсовых плетей составляет по 800 метров, то способ «открепи каждый из рельсов, а потом поменяй их местами и не забудь где какой» - не работает. Поэтому такие работы, к слову это называется смена канта, чаще всего проводятся при помощи накидывающего оборудования.
Схематично его работа выглядит вот так:
А на практике - вот так:
Кстати об экономии
К вопросу о том, мол «РЖД» экономит на безопасности и тупо перекидывает рельсы местами. На самом деле, даже такая, казалось бы, не очень сложная операция, к тому же, не требующая поставок новых рельсов, довольно накладная.
Поэтому проводится она лишь один раз, а после неё идёт уже полная замена рельсовых плетей (ну или обычных рельсов, если речь идёт о звеньевом пути).
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!