Найти тему
ПОД СТУК

Зачем на железной дороге рельсы просто меняют местами, вместо полноценной их замены? Опять «‎РЖД»‎ оптимизирует?

Оглавление

Бытует мнение, что вместо полноценной замены верхнего строения пути (в частности рельсов), на наших Российских Железных Дорогах, в целях экономии рельсы не заменяют, а просто меняют местами. Этот миф является полным бредом и в этой статье об этом и поговорим.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На просторах наших железных дорог хоть и бушует оптимизация, всадниками которой являются эффективные менеджеры, но всё таки, всё не настолько плохо, как пишут в интернетах. Да, на железной дороге действительно распространена практика смены рельсов местами, но делается это вовсе не из-за оптимизации.

Как изнашиваются рельсы?

Начать стоит с того, что профиль железнодорожного рельса состоит из трёх частей: головки, шейки и подошвы. И именно головка рельса находится в контакте с колёсными парами проезжающего подвижного состава. Профиль рельса можно увидеть на картинке:

С рельсом более менее понятно, а что там у нас с колёсами? Если посмотреть на железнодорожное колесо, то это никак не цилиндр, а усечённый конус с выступающей частью - ребордой, или гребнем. Такая форма обеспечивает возможность прохождения кривых. Если бы колеса имели форму цилиндра, то поезд смог бы ехать исключительно по прямой. Я думаю про то, каким образом достигается возможность поворота поезда вы знаете, так как про это писали абсолютно все железнодорожные блогеры на Дзене. Тот самый скос, о котором я говорю, отлично виден на данном чертеже.

-2

Так вот, из этого всего следует, что пятно контакта головки рельса с колесом поезда не лежит по всей поверхности рельса (ну а точнее, опять же, головки рельса). И больше всего колесо давит на внутреннюю часть головки, контакт колеса с рельсом в поперечном профиле - на картинке:

-3

Оттого, вполне логично, со временем и на головке рельса появляется скос, повторяющий профиль колеса. Этот дефект называется боковой износ головки рельса, когда расплющивается внутренняя часть. Думаю, что ответ на главный вопрос этой статьи уже вырисовался - местами рельсы меняют как раз для того, чтобы расплющенная часть оказалась на внешней стороне каждого из рельсов.

-4

Каким образом рельсы меняют местами?

Поскольку на многих участках используется бесстыковой путь, где длина рельсовых плетей составляет по 800 метров, то способ «открепи каждый из рельсов, а потом поменяй их местами и не забудь где какой» - не работает. Поэтому такие работы, к слову это называется смена канта, чаще всего проводятся при помощи накидывающего оборудования.

Схематично его работа выглядит вот так:

-5

А на практике - вот так:

-6

Кстати об экономии

К вопросу о том, мол «РЖД» экономит на безопасности и тупо перекидывает рельсы местами. На самом деле, даже такая, казалось бы, не очень сложная операция, к тому же, не требующая поставок новых рельсов, довольно накладная.

Поэтому проводится она лишь один раз, а после неё идёт уже полная замена рельсовых плетей (ну или обычных рельсов, если речь идёт о звеньевом пути).

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7