Найти тему

Матуют два слона. Тема 13

Матовые позиции без использования ферзя

Как вы теперь уже знаете, мотивом комбинации может служить хорошо знакомая типовая матовая позиция. С основными из них мы уже познакомились в предыдущих статьях (темы 7-12). Теперь перейдем к рассмотрению наиболее часто встречающихся матовых позиций, в которых не используется самая сильная фигура – ферзь.

Многим известно, что два слона в чистом поле – это огромная сила. А если у оппонента при этом еще нет какого-либо из слонов, это уже преимущество! Так вот, существует большое количество позиций, в которых слоны способны буквально «растерзать» вражеского короля. Взгляните на типовые положения №161-163.

Диаграмма 161
Диаграмма 161
Диаграмма 162
Диаграмма 162
Диаграмма 163
Диаграмма 163

Запомните технологию «сооружения» подобных позиций: один слон отнимает у короля пути отступления, другой – матует. Конечно, здесь необходима некоторая «помощь» со стороны фигур противника, которые как бы «закупоривают» королю пути отступления. Для достижения этого часто приходиться жертвовать. Перейдем к рассмотрению конкретных примеров и обратимся к позиции на диаграмме 164.

Диаграмма 164
Диаграмма 164

Очень острое положение. Белые штурмуют на ферзевом фланге, черные же, в свою очередь, наступают на королевском. Казалось бы, борьба только начинается, и у каждой стороны есть свои козыри. Но белые обладают двумя дальнобойными слонами, которые «жаждут» простора. К тому же, если хорошенько приглядеться, то здесь можно увидеть очертания позиции №161, вот только слону «с4» мат с «а6» мешает поставить пешка «b7». Так долой же вредную пешку, пуская уходит! 1.Фс6!! Убийственный ход! 1…bc 2.Ca6!#. Такой мат часто становиться возможным, если соперник сделал длинную рокировку.

Один из самых запоминающихся примеров на эту тему – партия, сыгранная перуанским мастером против безымянного партнера.

Каналь – NN (Будапешт, 1934г.)

1. e4 d5 2. ed Фd5 3. Кc3 Фa5 4. d4 c6 5. Кf3 Сg4 6. Сf4 e6 7. h3 Сf3 8. Фf3 Сb4 9. Сe2 Кd7 10. a3 O-O-O? (Диаграмма 165). Черные убеждены, что противник взять слона не может. Так было бы на самом деле, если бы они вместо рокировки сыграли, скажем, 10…Кgf6. Теперь же черные фигуры добровольно «закупорили» своего короля, осталось только, как в предыдущем примере, пожертвовать ферзя на поле «с6» и заматовать короля слоном с клетки «а6»…. Но пока эту клетку защищает черный ферзь. Необходимо его срочно отвлечь от этого важного дела. Пускай он «насытится» белыми ладьями, а сам снимет защиту с заветного поля!

Диаграмма 165
Диаграмма 165

11. ab! Фa1 12. Крd2 (приятного аппетита) 12…Фh1 (Назад уже дороги нет, все поля биты. Не помогает и 12... Кe5 13. Сe5 Фh1 14. Фf7 с быстрым разгромом, например 14…Кe7 15. Фе6 и 16. Сg4) 13. Фc6! bc 14. Сa6#. Конечная позиция заслуживает отдельной диаграммы! (см №166). У белых остались только лёгкие фигуры!

Диаграмма 166
Диаграмма 166

Бесспорно, возможности слонов сооружать матовые позиции не ограничиваются ситуациями, когда противник делает только длинную рокировку. Вот пример, когда король был пленён в центре доски.

Ширм – Хартман (Берлин, 1925г.)

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Сb4 (на доске хорошо известный в наше время вариант Французской защиты) 4. ed ed 5. Кf3 Кf6 6. Сd3 c6 7. O-O Сc3? (Черные сами отдают своего чернопольного слона) 8. bc h6? (А это уже серьезная ошибка, нужно было срочно делать рокировку) 9. Сa3 (Теперь король надолго застрянет в центре доски) 9...Сe6 10. Лe1 Кbd7? (Черные ход за ходом выстроили «коробочку» для своего короля, теперь белые слоны беспощадны)

Диаграмма 167
Диаграмма 167

11. Лe6! (вскрывая диагональ для второго слона) 11...fe 12. Сg6#. Пускай слоны и не парные фигуры, но здесь они проявили отличную согласованность!

Всех юных шахматистов учат правильно начинать партию: захватывать центр, развивать фигуры на лучшие позиции. Но при этом не нужно забывать к каждой новой партии подходить конкретно, потому что, шаблонная игра ведет к просмотрам, особенно если противник сделает немного «не тот» ход. Так случилось и в следующем примере.

Аальтио – Плукер (Гаусдаль, 1974г.)

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 f5 (редкое и весьма спорное продолжение – Гамбит Яниша) 4. d4 (сильнейшим ответом на настоящий момент считается 4. Кс3) 4... fe 5. Кe5 Кe5 6. de c6 7. Сe2?! (если белые играют этот вариант, то они должны быть готовы здесь жертвовать слона за развитие 7. Кс3 с неясными последствиями) 7...Фa5 8. Сd2 Фe5 9. Сc3 Фe7 10. Сh5 Крd8 11. Фd4 Кf6?? (А вот и шаблонная игра. Выиграв пешку, черные остались без рокировки и спешат закончить развитие. Нужно было еще немножко «потерпеть» и выскочить 11... Фg5, давая клетку своему королю. Теперь же черный король в мышеловке).

Диаграмма 168
Диаграмма 168

12. Сa5 b6 13. Фb6! (можно и слоном срубить, но так красивее!) 13...ab 14. Сb6# Хоть слоны и далеко друг от друга, но одно дело делают!

Задания для совместного решения с преподавателем

В партии классиков Нимцович – Алехин (Вильно, 1912г.) сложилась такая позиция (№169). Последним своим ходом белые сделали длинную рокировку, оставив под ударом пешку «d4». Что же будет, если ее срубить?

Диаграмма 169
Диаграмма 169

1... cd 2. ed Кd4. И если 3. Лd4 Фd4 4. Фe6 Кd7 (диаграмма 170), то у черных даже лишнее "качество" и вроде ничего страшного... Как вы думаете, срубил Алёхин пешку или нет?

Диаграмма 170
Диаграмма 170
Диаграмма 171
Диаграмма 171

А в позиции №171 случилась еще более удивительная история: опытнейший мастер Романовский, игравший белыми, сделал свой 14-ый ход Кd2 и неожиданно… сдался! Как вы думаете, почему?

-12

В №172 придумайте, как своим слонам работу предоставить.

Диаграмма 173
Диаграмма 173

№173 - классика жанра, окончание партии Андерсен - Дюфрень (1852г).

-14

Решения упражнений из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем" ищите в нашем телеграмм-канале: https://t.me/chesschamion42

#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс