Найти тему

Бронепоезда ГВТУ: неосуществленный проект

Приветствую вас друзья! В годы первой мировой войны русским военным ведомством был разработан проект бронепоезда, который должен был строиться серийно.

Бронепаровоз  (слева) и артиллерийская бронеплощадка одного из бронепоездов фирмы "Батиньоль". Обратите внимание на установленную в передней части паровоза броневую башню для пулемета "Гочкисс"
Бронепаровоз (слева) и артиллерийская бронеплощадка одного из бронепоездов фирмы "Батиньоль". Обратите внимание на установленную в передней части паровоза броневую башню для пулемета "Гочкисс"

История эта берет свое начало во Франции. В конце 1914-начале 1915 годов французская фирма "Батиньоль" (Batignolles) изготовила четыре бронепоезда. В состав каждого помимо бронепаровоза входили по четыре двухосных бронеплощадки с 95 -мм пушкой на каждой. Эти составы использовались французами для оказания артиллерийской поддержки своим частям до марта 1916 года. На испытаниях одного из составов, проходивших в декабре 1914 года, присутствовал российский военный представитель. Полученная им информация о конструкции французского бепо с приложенными к рапорту фотографиями и схемами была передана через российского военного агента (так в то время именовались военные атташе) полковника графа А.А. Игнатьева в Главное управление Генерального штаба. Оттуда она поступила в Главное военно-техническое управление (ГВТУ).

Русские военные специалисты решили разработать свой аналог французского состава. К предварительному проектированию были привлечены известные отечественные специалисты в области артиллерийского вооружения и кораблестроения в лице полковника А.А. Соколова - того, который разработал станок к пулемету Максима и помощника начальника Ижорских заводов генерал-майора П.Е. Беляева - опытного инженера-кораблестроителя, одного из авторов проекта амурских мониторов типа "Шторм".

В марте 1915 года рапорт с краткой информацией о проекте разработанного в ГВТУ бронепоезда был направлен начальником управления генерал-майором Е.Э. Роппом исполняющему обязанности начальника генерального штаба генерал-лейтенанту М.А. Беляеву на рассмотрение.

Чертежи бронеплощадок и общая схема бронепоезда ГВТУ
Чертежи бронеплощадок и общая схема бронепоезда ГВТУ

Проект был создан в двух вариантах. В первом бронепоезд состоял из бронепаровоза и шести артиллерийских площадок: четыре с 3-дм пушками и две с 122-мм гаубицами. Кроме того в состав поезда входили командирский броневагон с наблюдательной вышкой, бронированная платформа с боеприпасами для гаубиц. Паровоз предполагалось размещать вторым от хвоста поезда. Второй вариант отличался наличием ещё одного бронепаровоза - при этом лоуомотивы размещались в голове и в хвосте состава. В итоге после ряда обсуждений остановились на первом варианте.

Для изготовления бронеплощадок решено было использовать двухосные "30-футовые платформы казенного образца" грузоподъемность 20 тонн. В центре бронеплощадки устанавливалась 76-мм пушка на капонирной установке конструкции Дурляхера с возможностью кругового обстрела. Вооружение бронеплощадки дополнялось четырьмя 7,62-мм пулеметами Максима, установленными по углам и имевшими сектор обстрела 153 градуса по горизонту. Боекомплект состоял из 600 снарядов и 44000 патронов. Команда каждой бронеплощадки должна была насчитывать 11 человек.

На бронеплощадках, которые должны были ставиться в голове и в хвосте поезда орудийная установка была смещена от центра к оконечности.

Отличием бронеплощадок со 122-мм гаубицами было отсутствие пулеметов. Однако от использования гаубиц в последствие пришлось отказаться виду их острого дефицита.

Схема бронирования паровоза.
Схема бронирования паровоза.

В качестве локомотива должен был использоваться стандартный паровоз Ов с трехосным тендером.

Бронирование паровоза и вагонов должно было осуществляться листами катанной хромоникелевой брони Ижорского завода. Толщина боковых стенок составляла 8 мм, горизонтальных поверхностей 3,5 -4 мм. Листы брони крепились к металлическому каркасу специальными болтами с пулестойкими головками.

В июле 1915 года начальник управления военных сообщений Ставки генерал С.А. Ронжин предложил изготовить три бронепоезда по проекту ГВТУ для Северо-Западного фронта (в августе 1915 года разделен на Сереный и Западный фронты). Изготовление составов планировалось вести в мастерских Северо-Западных железных дорог со сроками 3 поезда в три месяца. Металл для каркаса и броневые листы должен был поставить Ижорский завод. Практически сразу начались подготовительные работы.

В начале августа 1915 года ГВТУ через ГУ Генштаба запросило Ставку отпустить для вооружения строящихся бепо 76-мм пушки, 122-мм гаубицы и пулеметы Максима. В ответ было получено сообщение об отказе в выдаче запрашиваемого вооружения, а также дана отрицательная оценка проекта в целом:

"Поезд по идее представляет скорее подвижную батарею и, видимо, рассчитан на долгое артиллерийское состояние с артиллерией противника (запас снарядов 600 штук на орудие). Подобный взгляд на бронепоезд ошибочный: первая же его попытка вступить в артиллерийское состязание с противником неминуемо должна была закончиться не в пользу бронепоезда и он будет расстрелян, так как все преимущества на стороне противника (сильная артиллерия, большая цель поезда (до 30 саженей) и отсутствие маскировки".

В результате все начатые в мастерских и на Ижорском заводе работы были приостановлены. При этом инициатор строительства генерал Ронжин оказался не в курсе принятого решения. В последствии в ноябре 1915 года он пытался реанимировать проект, но безуспешно. Работы так и не были возобновлены.

Надо заметить, привлечение высококлассных специалистов дало не слишком впечатляющий результат. Проект, разработанный ГВТУ, а по сути просто русифицированная версия французского бепо, по сравнению с бронепоездами конструкций Колобова, Пилсудского и Балля выглядит "шагом назад". Помимо указанных ранее недостатков в виде чрезмерной длины состава, не слишком удачной была и конструкция бронеплощадок. Во первых установка орудия за щитом и открытым сверху делало поражение расчета шрапнелью и осколками делом времени и случая. Башенные и казематно-башенные установки имеют в данном случае неоспоримое преимущество. Количество пулеметов и их расположение также уступает другим проектам русских бронепоездов того времени. Кроме боевых есть ещё и погодные "поражающие" факторы, которых в условиях русского фронта аж девять из двенадцати месяцев. Каково экипажу было бы работать в таких условиях, скажем, зимой? Да и осенью, под дождем, не многим лучше. Вполне вероятно, что отказ от строительства этих бронепоездов, явившийся следствием военно-бюрократической неразберихи военного времени, оказался в итоге верным решением.

Источники: М. Коломиец "Бронепоезда российской армии", P. Мalmassari "Armoured Trains. An Illustrated Encyclopedia 1825-2016"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!

Еще статьи по теме:

Бронепоезд 9-го железно- дорожного батальона: первый русский бронепоезд

Бронепоезда Морского полка и Усть-Двинской крепости: и снова импровизация

Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона: австрийский "подарок"

Типовые бронепоезда русской армии: "хунхузы" и "кавказцы"

Бронепоезд 4-го Сибирского железнодорожного батальона: удачный проект инженера Балля

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц