Как говорится, «Задраить люки!». Предстоит глубокое погружение в мир литературы. Ребята, наизусть цитирующие отрывки из забытых книг неизвестных широким читательским массам авторов, это серьезно. Главный герой, Лукас Корсо, из этой корпорации библиофилов. Но из особого подразделения – он работает за деньги, ищет для богатых коллекционеров редкие издания, инкунабулы, манускрипты и прочий антиквариат, не отличаясь при этом особой щепетильностью. Казалось бы скучнейшее и невиннейшее занятие. Ан нет! Реверте из этой конфигурации делает конфетку для гурманов. Итак, без видимой причины кончает жизнь самоубийством (самоубийством ли?) некий издатель, предварительно передавший некоему букинисту автограф Дюма для идентификации, отрывок из романа «Три мушкетера», глава 42 «Анжуйское вино». И началось…
При этом опять вынужден отметить, какой все-таки разносторонний стилист Реверте. Под его пером оживают совершенно разноплановые персонажи. Прямо наливаются жизненными соками. От некоторых глаз не оторвешь, например, от вдовы повесившегося издателя, Лианы Тайллефер. Кто бы не появился на страницах его романа, для каждого он найдет хотя бы несколько характерных черт. Если уж он упоминает о ком-то, хотя бы мельком, то обязательно сделает это так, что у читателя в голове возникнет образ живого человека. Ну и, конечно, в море литературы Реверте плавает как окунь в Псле. Имена авторов, типографов, издателей, названия редчайших произведений, цитаты из них, щедро рассыпаны по страницам «Клуба Дюма».
Но вернемся к предыдущему абзацу. Началось, и в поле зрения Корсо появляется смуглый, черноволосый, с усами и шрамом субъект. Никого не напоминает? Ну да, это Рошфор. Появляется и некий богатый книготорговец, увлеченно собирающий библиотеку-дьяволиаду. Он нанимает нашего героя с тем, чтобы он нашел ни много, ни мало подлинную «Книгу о Девяти вратах в царство теней», напечатанную в Венеции в 1666 году и в следующем году сожженную вместе с ее печатником Аристидом Торкья по приговору Святой инквизиции. По каковой причине уцелело всего три экземпляра. Не успел Корсо получить аванс и приступить к поискам, как на него совершено покушение. Он чудом выскакивает из-под колес «Мерседеса», за рулем которого сидел тот самый Рошфор. И это лишь первое звено, как пишут в детективах, в длинной цепочке загадочных и трагических событий.
Рукопись Дюма каким-то загадочным образом оказывается связана со средневековым оккультным манускриптом о Девяти вратах. В подходящее время появляется красивая девушка, ангел-хранитель героя, то и дело попадающего в смертельно опасные ситуации, но упрямо идущего к разгадке какой-то тайны. Какой? Он и сам не знает. Путешествует по пыльным реставрационным мастерским, посещает уединенные убежища букинистов и библиофилов и ищет, ищет… Со своим интересом подключается к процессу красавица-вдова. Прикоснувшись к тайне Девяти врат, погибает еще один библиофил, даже не библиофил, а библиопат, как он сам себя охарактеризовал незадолго до гибели, некий Фаргаш. Постепенно, от страницы к странице, нарастает напряжение сюжета и ожидание развязки, одновременно все подробней и четче прорисовывается психологический портрет самого Корсо. Надо прямо сказать, не вызывающий большой симпатии.
Возникает на страницах романа баронесса фон Унгерн, страстная собирательница всех этих «Молотов ведьм» и «Компендиумов зла», обладательница искомого третьего экземпляра «Девятых врат». Одновременно появляется и крепнет ощущение, что девушка-хранительница вовсе и не ангел, а что-то совсем противоположное. Погрузившись в беседу Корсо и баронессы, хочется отметить, какой же эрудированный человек Реверте. Но некогда – сюжет набирает обороты! Немедленно после расставания с баронессой Корсо опять становится жертвой жестокого нападения Рошфора. Выручает девушка, причем таким образом, что предположение о ее неангельской сущности только крепнет. Затем, очевидно в качестве награды за перенесенные страдания, Корсо имеет хороший секс с девушкой. Правда, получается не сразу.
Но как же здорово пишет Реверте, какое мастеровитое перо. Беру наугад и читаю: «Возможно, в глубине души охотник за книгами считал, что в политике, бизнесе и сексе предательство – лишь вопрос времени». От себя добавим (вытекает из контекста): «…и в дружбе».
Оказывается Лиана Тайллефер, безутешная вдова, работает в паре с Рошфором. То есть она миледи Винтер. А кто же в этой диспозиции сам Корсо? Ну не д’Артаньян же! Один за другим погибают владельцы роковой книги. Вслед за Фаргашем отправляется в небытие и баронесса фон Унгерн. Лишается своего экземпляра и Корсо.
Конец близок. Собственно он уже наступил, невероятный финал, предугадать который было совершенно невозможно.
В чем можно упрекнуть Реверте? Его не упрекнешь в том, что он не копался в печалях и невзгодах, одолевающих человеческое существо, не упрекнешь в недостатке тонкости и проницательности. Его не упрекнешь в том, что он слаб в сюжете. Его не упрекнешь в отсутствии стиля. Его не упрекнешь в злонамеренном искажении истории. Его не упрекнешь в отсутствии профессионализма и компетентности. Его даже в графомании не упрекнешь, хотя он и плодовит.
Так в чем же его можно упрекнуть? Только в одном. А именно: он сочинил и написал замечательный роман, который заставит некоторых из нас оторваться на время от компьютеров и телефонов.
РS. Для любителей жареного. Нашел я таки к чему придраться. Помните Грюбера, портье из отеля «Лувр Конкорд»? Хорватский ветеран-доброволец «18-ой мотопехотной дивизии вермахта «Хорст Вессель» (стр. 264), он же «старый солдат СС» (стр. 267). Тут сразу две несообразности: во-первых, СС не входили в состав вермахта, а части ваффен-СС считались четвертым видом вооруженных сил; во-вторых, в вермахте служили по призыву или добровольно исключительно граждане Германии. Так что никак не могла быть дивизия «Хорст Вессель» в составе СС и вермахта одновременно, как и не мог служить хорватский доброволец в вермахте. А в СС действительно мог, так как личный состав частей СС формировался исключительно на добровольной основе.
Уважаемый читатель! Если Вас заинтересовала эта книга, Вы можете найти её по ссылке (в бумажном виде) или в форме аудиокниги.