Есть три фильма, которые хорошо смотреть вместе, как нечто единое – это «Каин XVIII» (1963), «Тень» (1971) и - «Старая-старая сказка» (1968). Здесь не только один и тот же режиссёр – Надежда Кошеверова (киностудия «Ленфильм»), но и общая эстетическая линия – смесь буффонады с минимализмом 1960-х.
Сегодня я остановлюсь на одном презанятном моменте в «Старой-старой сказке». Нет, весёлых деталей там очень много – допустим, фраза Короля насчёт «...разменять на два королевства в разных районах». Эти кинокартины создавались и для детей, и для родителей. Нет – особенно для родителей.
Но хотелось бы поговорить о …моде наших мам-шестидесятниц. Несмотря на то, что королевская дочь в исполнении Марины Неёловой носит какие-то стилизованные сказочные платья и причёску а-ля 1830-е годы с локонами, есть один фрагмент, великолепно отражающий реальные веяния конца 1960-х.
Да. Вы угадали – это там, где капризная причудница укорачивает себе платье, создавая актуальную длину «мини». После 1964 года наступила какая-то мини-мания, причём историки моды до сих пор не сошлись во мнении, кто же предложил эту длину первым – то ли француз Андре Курреж, то ли британка Мэри Куант.
- Отрывок взят из видеоблога автора текста. Копирайт киностудии «Ленфильм».
Это носилось в воздухе! Длина мини появилась не просто так. С одной стороны, короткое платье всегда символизировало …детство, а в 1960-х во всём мире цвела тема вечной молодости – на Западе это выражалось в агрессивном нежелании взрослеть, а в Советском Союзе транслировали мысль, что «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым».
Как бы то ни было, в 1960-х главным действующим лицом сделалось юношество, полагавшее, что весна будет вечной, а коротенькая юбочка и туфельки на низком каблучке создавали эффект долгоиграющей младости. Да, там ещё гольфики! Тогда их носили не только дети с подростками, но и девушки 18-20 лет.
С другой стороны, 1960-е – это эра минимализма в дизайне, архитектуре, моде. Мини-юбка – это ответ модельеров на строительство мини-квартирок с крохотными столиками и узкими диванами. Принцесса не просто конструирует мини-юбку – она точно прогнозирует, что через год будут носить ещё короче.
Действительно 1969-1971 годы оказались триумфальными даже не для мини, а для микро-юбочек. Вспомните ещё одну Принцессу в мини – из «Бременских музыкантов» (1969)! Параллельно с этим возникла макси-мода, как антитеза. Я подчеркну – не после мини, а вместе с мини. В начале 1970-х выросла и высота каблука.
В начале 1970-х мини и макси будут основными длинами, а потом вернётся нормальное миди, чтобы уравновесить буйство дамских мод. Да, на рубеже 1960-х / 1970-х короткие или укороченные платья и пальто носили почти все, кроме бабушек. А в фильме «Внимание, черепаха!» (1970) в мини ходит учительница, а её ученицы - подражают. Ну, очень смешной фрагмент. Мини-моде все возрасты покорны!
Zina Korzina (c)
- Статьи о моде в советском кино:
1. Две Верочки - две моды (как раз продолжение вышеизложенной темы).
2. Модница Ульяна Андреевна Бунша.
3. Сафари для Кати Тихомировой.