Не только дети, но и родители сегодняшних детей уже едва ли представляют себе, ЧТО можно увидеть "волшебного" в простеньком устройстве? Тем более сегодня, в век цифровой реальности?
И надобно быть очень сентиментальной, чтобы сохранить целую фильмотеку - диафильмы 60-х, 70-х лет.
Но вот нечаянно у меня получился эксперимент: у пятиклассников временно заменила литератора. "Проходили" по программе Уральские сказы Бажова. Бесконечно далёкая реальность - приходится объяснять столько незнакомых слов (про себя ужасаясь скудному словарному запасу собеседников).
Отчасти помогли книжки с роскошными иллюстрациями: увидели, что такое завалинка и заимка, полати и полоз, малахит и халцедон...
А на следующий урок я принесла...
- Вот! Любимая игрушка ваших бабушек - фильмоскоп!
Надо было видеть округлившиеся глаза:
- Он включается? А как это работает?
Сколько сразу эмоций оттого, что на окна опустились жалюзи, погас свет, и экран появился не там, где ожидали - на чистой стене! Таинственное жужжание аппарата, несколько поворотов ручки - и на экране девчонка Дарёнка с кошкой Мурёнкой! И Кокованя!
И олень Серебряное копытце! Ещё красивей, чем в книжке, а главное - картинка стоит на стене, сколько хочешь. Она большая - воспринимается прямо окном в другой мир. И сколько же можно разглядеть подробностей! На столе - братина, у печки - ухват, вдоль стены - лавка...
- А ещё?!
И пришлось мне ещё два ближайших урока вот так же, не спеша, показывать "Каменный цветок", "Синюшкин колодец", "Голубая змейка", "Золотой волос"...
Полюбили Бажова. И слышу - хвастаются соседнему классу:
- Ни у кого такого гаджета больше нет!
Если так впечатлились двенадцатилетние, избалованные доступностью любых фильмов, то насколько же сильнее воздействие "волшебного фонаря" на дошкольника? На малыша, только-только научившегося говорить?!
В нашем детстве так и было: по телевизору "мульти-пульти" десять минут в день, и взрослые были свято уверены, что больше - вредно. А вот безвредное для глаз кино на стене - это сколько угодно!
И у кого есть новая плёнка - тот на сегодня и царь двора. Всех звали смотреть! Ничего, если и стульев не хватит - прекрасно располагались на полу. Дедушка крутит ручку, а в "зале" напряжённое ожидание: цветной фильм или нет?!
- Ух! Цветной!
- А кто сегодня будет читать?
Читать - дело ответственное. Надо ведь не просто разбирать слова, надо так, чтобы слушатели не отвлекались на твои ошибки - запинки. Новый фильм обычно дедушка и читал.
И так каждый день - по нескольку десятиминутных фильмов. Через неделю сказка уже новой не будет, её уже запомнят наизусть - но так даже ещё интереснее: можно "читать"! Делать вид, что бойко читаешь, просто пересказывая!
И кто из нас мог тогда догадаться, что это - лучшая тренировка памяти и речи? Запоминали практически дословно подписи под тридцатью шестью кадрами (именно такова стандартная длина диафильма) - и ничуть не боялись говорить "на публику".
А если прикрепить на стену лист ватмана - и срисовать на него полюбившегося героя? Уж какого качества были эти раскраски - не спрашивайте: мало кто умел толком держать карандаш, не говоря уж о кисточке. Но надо же с чего-то начинать! Так вот эти самодельные раскраски казались нам в тысячу раз интереснее покупных: сами выбирали картинку, сами срисовывали. И в одиночку такой большой лист не раскрасить: трудились по двое, по трое. И эти готовые плакаты висели на стене неделями - ничего, что взрослых они особо не радовали: страшноватенькие...
Над диафильмами трудились лучшие художники - и совсем не редко эти картинки превосходят качеством книжные иллюстрации.
От сказок для малышей, от "Колобка" и "Репки" - и до адаптаций классических романов.
Сколько же всего этих маленьких шедевров выпустила студия "Диафильм"?
Только детских фильмов - более двух тысяч названий.
Но в незабываемые 90-е, под девизом "Кому это нужно?!" студия была буквально разгромлена. Так же, как и её старший братец "Союзмультфильм".
Потеря, с которой не смогли смириться родители - очень многим захотелось подарить чудо из своего детства - своим детям.
Какое - то время ещё можно было купить фильмоскопы и плёнки "с рук", а через несколько лет на помощь пришёл интернет. Энтузиасты кинули клич: у кого что сохранилось? Оцифруем!
И сегодня можно найти в Сети если не всё, то многое.
Спохватилась и промышленность: выпуск фильмоскопов возобновился. Вот только плёнки - проблема...
Захочешь теперь быть волшебником для ребёнка - придётся начать с решения чисто технической задачи: как сделать большой экран? Так, как оно было - прямо в рост ребёнка, чтобы казалось: шаг - и ты в сказке?
Проектор? Большой телевизор?
Но даже и на "обычном" планшете диафильм сослужит добрую службу. Ведь это - самый интересный, ненавязчивый способ научиться связно, красиво говорить! И читать.