Какой это год был, вряд ли вспомню… Жили все мы тогда еще в огромном и еще пока нерушимом государстве. От строительства светлого коммунистического будущего еще никто не отказывался, но в самом процессе
появились заметные сбои… Так, многие необходимые для нормальной жизни людей товары вдруг стали остродефицитными. Чай, сахар, мыло… В числе таких «лимитированных» продуктов оказался и… бензин! На заправочных станциях машины стояли в огромных очередях. Заправляли строго по норме. Не покатаешься! На
предприятиях были свои бензоколонки. Но, естественно, на них распределяли горючее еще строже.
Работал я тогда в бригаде электриков, обслуживающих совхозные объекты. Скотные дворы, гаражи, прочие цеха, которые находились в разных деревнях. Для поездок по ним у нас был старенький грузовик с фургоном и
электрик с профессиональными водительскими правами. Однако, часто на его место садился наш начальник. Уж очень он рулить любил! Порой оставит нас в мастерской и уедет, якобы по делам. Нас не волновало, что за дела у него. Сам факт длительного отсутствия начальника нас вполне даже устраивал! Даже перспектива серьезного
ремонта автомобиля по возвращению нас не смущала!
Дело было последний день года. Разгар предновогоднего рабочего дня, когда уже никто ничего и не помышлял делать. Приезжает начальник видит наши предпраздничные лица и вспоминает, что на самой дальней ферме нужно срочно ввернуть электролампочки! Приказы не обсуждаются – надо, значит надо! На вопрос водителя об остатке бензина начальник успокоил – хватит. Датчик в машине подтверждал его слова. Сомнения оставались, а возможности заправиться уже не было… В общем, поехал я с водителем Михаилом выполнять важное задание!
Однако, у нас кончился бензин… Это стало понятно, когда вдруг несколько раз на ходу чихнул и заглох мотор. И больше не завелся. До деревни мы не доехали ровно километр. Правда, не до той,в которую направлялись. Та еще дальше была. Перспектива, по всем признакам, безрадостная… Сейчас проще – звонишь с мобильного, хоть начальнику, хоть друзьям, хоть в службу спасенья! У нас тогда было варианта три – стоять на дороге и просить у проезжающих водителей помощи, искать в деревне дом с телефоном и звонить или, крайний случай - сливать воду с радиатора и топать пешком по домам. А это не близко! От первого варианта мы вскоре перешли ко второму. Проходя по деревушке, смотрели, в какой дом идет телефонный провод. Бабуля была не из робких, впустила без дополнительного тестирования двух покрытых инеем мужиков и провела нас к телефону. Увы, все попытки позвонить уже были «в никуда». Мы были обречены… Присели за стол, я интересуюсь у бабули: если у нее коровушка, молочко… Михаил меня под столом ногой пинает. Типа, гордый он! Думает, я милостыню выпрашиваю! Хозяйка приносит нам по пол литра молока и по большому куску хлеба. Вид гордого Михаила, жадно пожирающего пайку, мне значительно поднял настроения и прибавил надежды на выживание! Мы поблагодарили бабулю за молоко с хлебом имеющейся в моем кармане мелочью, а за доброту и соучастие – теплыми словами и пошли к машине. У нас еще оставалась надежда на первый вариант.
Я стоял на дороге и всматривался в слепящую зимнюю дорогу, вслушивался в оглушающую зимнюю тишину… Дорога эта вовсе не оживленная, услышав звук , еще долго ждешь появления его источника. Наконец, из-за поворота выползает старый дребезжащий и скрипучий «ЗиЛ» с полным фургоном довольных жизнью лесорубов и загубленных ими елок! Настоящие мужики мимо не проехали, остановились. Но просьбу поделиться бензином,руками развели – сами керосин в бак добавили, чтоб домой вернуться! Действительно, аромат от этого автораритета исходил – как от примуса!
Сколько еще ждать пришлось , не помню. Вероятно, не долго. Мороз был не очень сильный, воду сливать не пришлось.
А чудо совершилось!!! На дороге мы увидели УАЗик…управляющего нашим совхозом!!! Ехал, как выяснилось, он по каким-то делам, а не нас спасать... Управляющий выслушал нас, высказал свое мнение о нашем начальнике и велел возвращаться назад. Водитель УАЗа Юра, тем временем, набирал нам из бака в ведро бензин…