Найти тему
Музей Оранэлы

Мир вокзалов Николая Бенуа: Лигово, Сергиево, Стрельна, Петергоф

Оглавление

Вокзальные архитектурные ансамбли всегда завораживают, хотя и не так просты для осмотра. Особенно интересны те, что можно осмотреть за один день. Об одном из них – мире вокзалов Бруно Гранхольма – мы уже рассказывали и показывали. О другом ансамбле, растянувшемся вдоль Балтийского направления железной дороги, речь сегодня.

Балтийское (пригородное) направление петербургского железнодорожного узла – наследие Петергофской железной дороги. Эта первая частная железная дорога в России была построена к 1857 году на средства барона Александра Штиглица и соединила Балтийский (тогда Петергофский) вокзал с Петергофом.

Карта Петергофской железной дороги. Источник: ligovo-spb.ru
Карта Петергофской железной дороги. Источник: ligovo-spb.ru

Станций и остановочных пунктов тогда было раза в два меньше чем сегодня: Лигово (первоначально – Красносельская), Сергиево, Стрельна, Петергоф. К 1859 году началось движение по отдельной ветке до Красного Cела, в 1864 году – до Ораниенбаума.

Архитектором главного вокзала – Петергофского (Балтийского) – Штиглиц назначил Александра Ивановича Кракау. Строить все остальные вокзалы дороги доверили Николаю Леонтьевичу Бенуа.

Штиглиц не ошибся. Мы и сегодня можем любоваться этим миром непохожих друг на друга вокзалов, которые прошли через пекло войны.

Бенуа

Два слова надо сказать об архитекторе Николае Бенуа. Его жизненную «траекторию» сегодня трудно представить. Родился в 1813 году в семье французского придворного, выбившегося из крестьян. Перебрался с отцом в Россию, учился в «немецкой» школе Петри-шуле, поступил в Академию художеств. По ее окончании объездил всю Европу, стал придворным архитектором, одним из создателей николаевского Петергофа.

Академик Николай Леонтьевич Бенуа
Академик Николай Леонтьевич Бенуа

Академик Николай Бенуа – основатель уникальной художественной династии Бенуа-Лансере, которая продолжается по сей день и насчитывает десятки имен архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров.

«Портфолио» этого зодчего огромный, но вокзалы Петергофской железной дороги занимают в нем особое место. Не обошлось, конечно, без интриги. Вот ведь вопрос – почему Балтийский вокзал единственный был отдан не Николаю Бенуа, а Александру Кракау (который по сути переработал проект Восточного вокзала в Париже)?

Балтийский (Петергофский) вокзал - начало Петергофской железной дороги. Это не Бенуа :)
Балтийский (Петергофский) вокзал - начало Петергофской железной дороги. Это не Бенуа :)

Во-первых, проектирование головного вокзала существенно сложнее. Железная дорога строилась в сжатые сроки (всего за полтора года) и задачу необходимо было распараллелить. Во-вторых, имел место по всей видимости «размен». Кракау был личным архитектором Штиглица, Бенуа – де-факто придворным архитектором Николая I. Оба зодчих хорошо знали друг друга: были почти одногодками, учились в одной школе (той самой Петри-шуле), вместе совершали путешествие за границей. Оба так или иначе учились у любимого архитектора Николая I – Константина Андреевича Тона.

Тон, кстати, один из авторов самого известного вокзального ансамбля – железной дороги между Москвой и Петербургом. Константин Андреевич вместе с Рудольфом Желязевичеем пошли по пути проектирования «каскада» типовых вокзалов разных классов. Бенуа же выбрал другой путь – создание мини-энциклопедии мировой архитектуры.

Эта идея возникла у него еще в студенческие годы. Посмотрим на малоизвестный рисунок 23-летнего архитектора:

В студенческом рисунке Бенуа можно уловить замысел будущего ансабля вокзалов
В студенческом рисунке Бенуа можно уловить замысел будущего ансабля вокзалов

Вся мировая архитектура, включая древнерусскую, сведена в единый ансамбль! Жаль, конечно, что станций на Петергофской дороге было слишком мало.

Что ж, отправимся в это увлекательное путешествие из Петергофа в Петербург.

Петергоф

На станции Новый Петергоф нас встречает самый красивый на всей дороге вокзал… Выстроен в 1857 году с открытием железной дороги в стиле неоготики. В то время это доминирующая тема петергофской архитектуры, апофеозом которой стали гигантские Императорские конюшни, созданные все тем же Бенуа.

Петергофский вокзал (фото Vvk121)
Петергофский вокзал (фото Vvk121)

Фасад вокзала представляет собой импровизацию на тему собора итальянского города Орвието. В его обмере и реставрации Бенуа принимал участие во время своей заграничной поездки. Примеров творческого заимствования в петербургской архитектуре памятников разных эпох и стран немало, и это один из самых ярких.

Первоначально железная дорога из Петербурга заканчивалась здесь, и поезда останавливались внутри здания вокзала. Позже, при продолжении путей в сторону Ораниенбаума, западную стену здания разобрали. Это было предусмотрено с самого начала.

-6

Сам вокзал сегодня закрыт, но часто используется для съёмок художественных фильмов и свадебных фотосессий. Возможно, когда-то он оживет, как и другие вокзалы Петергофской железной дороги.

Стрельна

Полтора века назад многие прибывали в Стрельну по железной дороге. И вокзал создавал у них первое впечатление от царского пригорода.

Вокзал Стрельна (фото Екатерина Борисова)
Вокзал Стрельна (фото Екатерина Борисова)

Несколько лет назад вокзал отреставрировали. Парадный фасад железнодорожного портала Стрельны находится с противоположной от путей стороны. И здесь бросается в глаза его особенность. Традиционная для вокзала башня, где обычно находятся обязательные для такого заведения часы, превращена в бельведер. Это дань традициям Петергофской дороги. Всякое приметное здание должно было иметь специальную площадку для любования окрестностями, в первую очередь морем.

Под башней обустроен арочный царский въезд с пандусом для карет. Экипажи с высокими гостями прибывали сюда как из стрельнинских имений, так и из Красного Села.

-8

Фасад вокзала, обращенный к Петербургу, напоминает древнеримскую базилику. В украшающем его двухэтажном выступе уже полтора века неизменно располагается кабинет начальника станции. Здесь же были устроены царские покои с отдельным крытым выходом на платформу. Сейчас в царских покоях находятся кассы, и попасть туда можно без всяких церемоний.

Нельзя не отметить, что знакомый нам граф Алексей Федорович Орлов в делах барона Штиглица, строившего железную дорогу, принимал самое деятельное участие. Он подсказал предпринимателю место для вокзала в Стрельне, которое находилось в очень выгодной для графа близости. Заодно Алексей Федорович и «урегулировал» многие вопросы с императором Николаем I. Именно через него Штиглиц узнал о «высочайшем одобрении» своего проекта.

Сергиево

Выстроенный в новорусском стиле вокзал «Сергиево» (Володарская) также принадлежит руке знаменитого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Сочные формы национального стиля здесь неслучайны и подчеркивают особый статус этой станции. В километре отсюда, справа по ходу движения – один из самых крупных и популярных среди паломников монастырей – Троице-Сергиева пустынь.

Вокзал Сергиево (фото Lesya)
Вокзал Сергиево (фото Lesya)

Вокзал образует архитектурное единство с надвратной церковью монастыря. Они находятся друг от друга в 2 км на одной оси проспекта Буденного. Кстати, станционное здание было много интереснее по архитектуре, чем выглядит сегодня, в том числе и из-за высокой платформы.

Проект вокзала
Проект вокзала

К тому же Бенуа на пять лет опередил архитектурный облик обители, который она приобрела со строительством братского корпуса с надвратной церковью (арх. А.М. Горностаев).

Братский корпус Пустыни перекликается с вокзалом Сергиево
Братский корпус Пустыни перекликается с вокзалом Сергиево

Основана Троице-Сергиева пустынь в 1734 году в царствование Анны Иоанновны. Это единственный крупный монастырь в окрестностях Петербурга. Поток паломников в эту обитель с самого основания был велик. Собственно, на это и рассчитывал Штиглиц, утроивший здесь станцию.

Фасад вокзала Сергиево. Видны пути конно-железной дороги.
Фасад вокзала Сергиево. Видны пути конно-железной дороги.

Через некоторое время от станции до монастыря стала ходить конка, хотя большинство богомольцев стремились пройти этот путь пешком.

Красное Село и Лигово

К сожалению, еще два вокзала, созданные Николаем Бенуа, не сохранились. Это Красное Село и Лигово. Построенные из дерева, в традициях русского деревянного зодчества, они дополняли ретроспективу западноевропейской архитектуры.

Деревянный вокзал в Красном Селе по проекту Н.Л. Бенуа (?)
Деревянный вокзал в Красном Селе по проекту Н.Л. Бенуа (?)

По мере роста пассажиропотока вокзалы пришлось перестроить, но во время войны оба сгорели. Красное Село попало в оккупированную немцами территорию, а станция Лигово оказалась ровно на линии фронта. Дошедшие до нас фотографии сохранили для нас великолепные пахнущие паровозным дымом виды. Хотя это уже значительно перестроенные по сравнению с проектом Бенуа здания.

К примеру, вокзал Лигово выглядел первоначально теремком, что было важной частью архитектурной энциклопедии Бенуа.

Первоначальный вид станции Лигово (от Бенуа). Источник: ligovo-spvb.ru
Первоначальный вид станции Лигово (от Бенуа). Источник: ligovo-spvb.ru

Станция на первых порах была небольшой, но по мере роста дачного поселка пассажиропоток рос, вокзал пришлось перестраивать. По воспоминаниям современников, в тесном здании вокзала не было «ни дамской комнаты, ни мужской уборной с прибором для умывания». Старое здание железнодорожной станции Лигово сгорело 28 апреля 1890 года. Через два года новое здание отстроили в камне по проекту архитектора Сергея Петровича Кондратьева.

Вокзал Лигово, перестроенный в 1892 г. С.П. Кондратьевым
Вокзал Лигово, перестроенный в 1892 г. С.П. Кондратьевым

Однако «код», заданный Николаем Леонтьевичем, удавалось сохранить. Новое здание по архитектуре было далеко, конечно, от «теремка». Зато в это время в Стрельне, Сергиево и Лигово появляются причудливые резные навесы над платформами по проекту Семена Николаевича Лазарева-Стенищева, который одновременно выстроил известный вокзал в Дудергофе (до недавнего времени пл. Можайская). Благодаря этой детали линия древнерусской архитектуры на Петергофской железной дороге становится сквозной.

Навес в Лигово, спроектированный Лазаревым-Стенищевым. Аналогичные были в Стрельне и Сергиево
Навес в Лигово, спроектированный Лазаревым-Стенищевым. Аналогичные были в Стрельне и Сергиево

Немного другая трансформация происходит и в Красном Селе. На месте вокзала Бенуа в связи с продлением движения в сторону Гатчины строится уже каменный вокзал по проекту Петра Купинского в стиле неоготики.

Вокзал Красное Село П.С. Купинского
Вокзал Красное Село П.С. Купинского

Однако тот соединялся галереей с другим вокзалом – деревянным царским, который, возможно, тоже принадлежал Бенуа.

Царский павильон (слева) и вокзал Купинского в Красном Селе
Царский павильон (слева) и вокзал Купинского в Красном Селе

Увы, этот интереснейший вокзальный комплекс сгорел во время войны. В 1950-е годы построено современное здание.

И снова Бенуа

Так случилось, что спустя сто лет в эту вокзальную симфонию был добавлен еще один аккорд – наземный павильон станции «Балтийская». Его архитектором тоже стал … Бенуа. Но Михаил Константинович – его правнук!

Наземный павильон станции «Балтийская» (фото Alex Fedorov)
Наземный павильон станции «Балтийская» (фото Alex Fedorov)

На самом деле замысел этого павильона был масштабнее. Подобное строение должно было появится и с другой стороны Балтийского вокзала. По экономическим причинам проект не был реализован, оставив нам немного неуклюжую асимметрию.

Первоначальный проект расширения фасада Балтийского вокзала, в котором участвовал М.К. Бенуа
Первоначальный проект расширения фасада Балтийского вокзала, в котором участвовал М.К. Бенуа

К сожалению, Михаил Бенуа не дожил до открытия станции, уйдя из жизни в молодом возрасте всего за два месяца до того, как пошли поезда первой очереди Ленинградского метрополитена.

***

Такова она железнодорожная энциклопедия Николая Бенуа. Дополненная замечательным Балтийским вокзалом его друга и коллеги Александра Кракау она и сегодня выполняет свою роль – дает нам возможность каждый день перелистывать яркие страницы мировой архитектуры.

Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL