Повторим, что одно из главных свойств VE – это максимальный, но не предельный уровень образованности каждого учащегося и показатель результативности технологии, что свидетельствует о качестве объёмного образования. Возникает вопрос: при чём тут государственная итоговая аттестация – самая необъективная и неэффективная форма контроля в образовании? Тестовая система результативности обучения в общеобразовательных учреждениях – не лучший образец для подражания как по реализации подходов к итоговой аттестации, так и по качеству КИМов. Они всегда будут необъективны, так как зависят от субъективных взглядов их составителей, и не могут системно охватить весь изученный учебный материал.
Несмотря на то, что в VE-школах ни в ЕГЭ, ни в ОГЭ нет абсолютно никакой необходимости, как и в документальных подтверждениях о завершении курса общеобразовательной школы, но всё же она имеет некую ценность для объёмного образования. Отсутствие обязательности сдачи ГИА, как и любых других видов традиционной аттестации, выведенных за штат дидактического арсенала объёмного образования, тем не менее, сделает её популярной среди учащихся VE.
В масштабе страны год за годом успешно осваиваются финансы, выделяемые на развитие образования, которое выражается не в повышении качества обучения, а в размножении различных бессмысленных форм контроля учеников. Бессмысленные, потому что по итогам проверки, после сопоставления с прошлыми результатами и тем, насколько соответствуют умения учащихся пресловутым УУДам и ФОГОСам, контролирующее ведомство просто констатирует факт в виде выставленных отметок. Аттестация никаких последствий, таких как принятие управленческих решений, исправляющих ситуацию, не имеет. По крайне мере, общество о них не знает. Учителя после контрольных работ обязаны проводить работу над ошибками, но на ведомственном уровне такого не происходит. Введение новых экзаменов и отчётов — уход от решения проблем.
Обоснования необходимости ГИА даются самые разные. Например, на портале ЕГЭ утверждается, что госэкзамен "позволяет существенно снизить психологическую нагрузку", потому что заменяет сразу выпускные и вступительные экзамены. Интересно узнать имена психологов, открывших подобную "здоровьесберегающую" сущность стрессового ЕГЭ.
Оценки, тесты, экзамены – ключевые факторы, вызывающие стресс. Таковы данные глобального исследования "Уверенность в процессе обучения" аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education. Правда, чтобы установить этот общеизвестный факт, затевать грандиозное исследование было необязательно: он устанавливается не то, чтобы эмпирическим путём, а практическим опытом каждого, кто сдавал экзамены, а он есть у всех. Но исследованием было обнаружено и другое: российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости, и этому можно верить. В российском образовании психическое давление на учащихся, учителей, родителей только возрастает, как и обеспокоенность в обществе положением в образовании, но воз образовательных проблем "и ныне там", если не дальше. Однако, либералы и чиновники от образования заявляют, что "в Багдаде всё спокойно".
Объёмное образование исключает стрессовый характер любых аттестаций в связи с особенностями технологии. Для VE-школ нет необходимости, и об этом немного ниже, в каких-либо государственных экзаменах и других проверочных работах по линии Минобразования. Нет ГИА – нет документов об образовании, но VE не нуждается в таких ненадёжных и необъективных документах как свидетельства и аттестаты, которые, к тому же, являются предметом торговли. Впрочем, как должности и научные звания. В объёмном образовании собственные документы, достоверность и объективность которых легко и быстро верифицируется в любом месте и в любое время. Кроме того, по ним можно в деталях отследить личностный рост ученика с момента поступления в школу.
VE использует совершенно другие формы оценки и контроля, чем в индустриальном образования, у них контролирующие функции, но они не выглядят устрашающе, скорее наоборот. Они намного более эффективны как по уровню качества и мотивации, так и по их увлекательности.
Тем не менее, ГИА, как уже отмечалось выше, будут иметь определённую ценность для объёмного образования и немалую популярность.
VE-школьники будут в значительной мере мотивированы на добровольную проверку своих знаний по тестам ЕГЭ, который все они будут сдавать по определённым причинам добровольно и даже, возможно, с некоторым азартом. Итог – неизменно максимальные результаты, которые ещё раз продемонстрируют преимущества VE-школ. Однако, для учащихся объёмного образования условия проведения ГИА будут значительно усложнятся и не по решению образовательных ведомств, а по выбору самих учащихся:
- Ученики испытывают свои силы во всех 15 предметных областях, кроме иностранного языка: здесь они добровольно сдают обязательный для них минимум – два языка.
- К ЕГЭ по желанию допускаются учащиеся VE-технологии с 12-летнего возраста со свободным выбором предметов и их количества.
- Длительность экзамена уменьшается в 2 раза.
- Вместо плавающей планки оценивания качества обучения, к которой прибегают в ГИА, устанавливаются устойчивые объёмные оценки. Во-первых, это необходимо для внутреннего использования, а во-вторых, в VE-школах незачем заниматься "оценкой плавающего качества" уже потому, что результаты сдачи ЕГЭ будут стабильно максимальными во всех предметных областях.
Итоги данных экзаменов в какой-то мере можно рассматривать как индикаторы некоторых сторон интеллекта. Они характеризуют такие свойства личности, пусть и в разной мере, как объём памяти (эрудированность), а также скорость воспроизведения и сопоставления информации, как составляющих процесса её обработки. К сожалению, несмотря на утверждения ответственных за ЕГЭ организаций, а таких немало, подлинных творческих заданий в тестах нет вообще.
Добровольное участие учащихся объёмного образования в ГИА и ВПР покажет значительное превосходство системы объёмного образования перед другими. Уже первые ВПР за курс начальной школы, на который школы объёмного образования в рекламных целях пойдут осознанно и добровольно без какой-либо специальной подготовке к ним, дадут 100% результат успешности каждого ученика по всем предметам.
Однако, сделать подготовку к экзаменам целью обучения – значит извращать суть образования. Вместо поиска реальных способов повышения эффективности образования годами натаскивать учащихся к сдаче разных ВПР, ОГЭ и ЕГЭ с непонятным качеством заданий-КИМов и выдавать подобное за меры повышения качества обучения – абсурд в лучшем случае.