Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Преследуем две цели: первая- уточнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям.
В комментариях поступают очень подробные дополнения от читателей канала, за которые я очень благодарен, однако не всегда получается добавлять эти дополнительные данные в текст, так как нет ссылок на источники этих данных. Друзья, прошу указывать источник тех или иных фактов, которые можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которых можно скорректировать имеющиеся ошибки. Заранее благодарен.
1915 год
Сентябрь
24 - Подводная лодка U41 потоплена в английском канале у островов Силли британским судном-ловушкой "Баралонг" (в некоторых источниках судно-ловушку называют "Виандра"). Погибло 35 человек (по некоторым данным - 36 человек погибло, 2 -были спасены). Место гибели 49°10'N, 07°20'O.
По данным А.Гайера командир подводной лодки попался на обычную уловку - при встречи ПЛ экипаж судна инсценировал оставление судна, а когда субмарина приблизилась - по ней был открыть артиллерийский огонь.
К.Пузыревский приводит больше подробностей гибели субмарины. А именно, субмарина встретила "Баралонг", остановила и потребовала предъявить документы. "Баралонг", производя инсценировку спуска шлюпки для доставки документов, продолжал сближаться с подводной лодкой, и с дистанции 1,5 кбт открыл огонь из замаскированных 76-мм орудий. В ответ с подводной лодки было сделано три выстрела, которые попали в носовую часть судна. U41 также получила несколько попаданий, одно из которых - в бортовую переборку между передним рулем глубины и орудием. Экипаж ПЛ задраил люки и лодка начала погружение. Подводная лодка погрузилась, имея в течение 15 минут большой дифферент на нос, удержать ее рулем глубины было невозможно. В жилые помещения поступала вода, передняя АкБ была выключена, начали откачку воды помпами. Несмотря на принятые меры дифферент на нос сохранился (25-30 градусов). Командир субмарины приказал всплывать, лодка начала подыматься и вскоре всплыла в 1,5 кбт от британского парохода. Штурман отдраил люк и выяснил, что верхний край баластной цистерны находится в уровень с водой. Командир приказал продуть цистерны, но лодка внезапно так сильно погрузилась, что корма вышла из под воды. Штурман сделал попытку закрыть люк, но ему это не удалось. Подводная лодка почти вертикально погрузилась в воду и затонула.
Для справки: водоизмещение - 685/878 т, размерения - 64,7х6,32х3,56 м; глубина погружения -50 м; энергетическая установка - дизель-электрическая, 2 дизеля (1850 л.с.), 2 ЭД (1200 л.с.); скорость хода -16,4/9,7 узл.; дальность плавания - 8790/80 миль; вооружение - 4-500-мм ТА, пулемет, возможно - 1-105-мм орудие. Экипаж - 35 человек.
25 - Прорыватель заграждений "Венеция" потоплен британской подводной лодкой в устье р. Эмс (Германия)
Октябрь
6 - Вспомогательный сторожевой корабль "Сенатор фон Беренберг-Госслер" потоплен в Северном море в 15 милях юго-восточнее Хорн-Рифа британской подводной лодкой Е-4.
7 - Миноносец-тральщик Т-43 подорвался на мине и затонул в Северном море западнее плавмаяка "Амрум" (погибло 3 человека). Место гибели 54°35'N, 07°45'O.
Для справки: Относился к типу S43 - S65. Построено 23 единицы на верфи "Шихау". Заложен в 1889 году, вошел в состав флота 8 августа 1889 года. В ноябре 1910 года переименован в Т43 и использовался как тральщик. Водоизмещение: 152 т (в полном грузу)/проектное - 127 т. Размерения: 44,2х5х2,7 м. Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел. В период с 1909-1910 годы на корабль установили 1 военно-морской угольный котел. Мощность 1571 л.с. Скорость - 21,5 узла. Дальность плавания -2160 миль (10), 650 миль (17). Запас топлива - 30 т угля.
Вооружение: 1-37-мм револьверное орудие, 3-350-мм ТА. С 1893 года - установлено 1-50-мм орудие. Экипаж - 16 человек (в т.ч. 1 офицер).
9 - Вспомогательный тральщик (рыболовный пароход) "А.Упмайер" подорвался на мине и затонул в Северном море в 30 милях севернее о.Гельголанд (погибло 11 человек).
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Фирле, Р. Война на Балтийском море /Р. Фирле ;перевод с нем.П. В. Гельмерсен и А. В. Тимонова ; под ред. флагмана 2-го ранга Ю. Ралль [2-е изд.]. - Москва : Гос.военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937.-300 с.; Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 376 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. 1871-1918 гг./С.Б.Трубицын. - СПб.: БКМ, 2000. - 112 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну. 1914-1918/ А.Гайер.- Спб.:Цитадель,1998. - 104 с.