Всем привет, мои дорогие читатели!
Сегодня вашему вниманию - разбор фильма "Служебный роман"- горячо любимого всеми нами!
Наверняка, вы успели его посмотреть ( а может и не раз ) в эти длинные Новогодние каникулы?!
А я в свою очередь хочу разобрать для вас отношения главных героев с точки зрения психологии.
Приятного чтения!
C момента выхода в свет, фильм "Служебный роман" считается легкой, искрометной комедией с блестящими диалогами, отменными актерскими дуэтами и, конечно же, в героях многие узнают себя.
Давайте разбираться!
Фильм Рязанова - классическая комедия характеров, когда юмористический эффект обусловлен тем, что главные герои на самом деле не такие, какими кажутся вначале и какими их считают окружающие.
По замыслу режиссера и сценариста, "недотепа" Новосильцев оказывается "мужиком с характером"; "мымра" Калугина - несчастной женщиной, страдающей от одиночества; обаятельный карьерист Самохвалов - редкой сволочью, а образцовая жена и мать Оленька Рыжова оказывается способна на пылкую запоздалую страсть. Хотя в начале фильма герои предстают перед нами совсем другими...
Начнем с Людмилы Прокофьевны Калугиной.
Как сообщают нам уже в первые минуты фильма, "Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем". Зрителя подготавливают к тому, что бедному Новосельцеву придется вступить в контакт с ужасной "мымрой".
По авторитетному мнению Новосельцева, он "для нее ноль, пустое место. Впрочем, как и все остальные".
В последующих сценах с Самохваловым и Новосельцевым Калугина и впрямь ведет себя вопиюще неженственно: не отвлекается на чепуху, которую городит Самохвалов, говорит сжато и по сути, и, о ужас, позволяет себе обозвать милого недотепу Новосельцева "ротозеем".
Она отчитывает его за промах, и видно, что ей плевать, что у него там внутри, какая душевная боль. Что там - как мужик она себя ведет, что, разумеется, недопустимо. Как в сердцах замечает Новосельцев: "Она не женщина, она директор!"
Очень скоро выясняется, что Калугина не только директор, но и социопатка. На новоселье Самохвалова она сидит, как сова, одна в пустом кабинете, листая журналы, вместо того, чтобы общаться с хозяином и гостями. Согласитесь - поведение, мягко говоря, не типичное. "Я привыкла находиться одна, поэтому мне не бывает скучно."
Но недолго музыка играла. Настает первая кульминация сюжета - исполненная высокой психологической правдивости сцена в кабинете Калугиной, когда сухая и жесткая "мымра" внезапно начинает рыдать.:
"А я совсем одна. Утром встану – пойду варить кофе. И не потому что хочу позавтракать, а потому что так надо. Заставляю себя поесть и иду на работу. Вот этот кабинет и всё это практически и есть мой дом. А вечера!.. Если б вы знали, как я боюсь вечеров! Если бы вы знали... Засиживаюсь на работе допоздна, пока вахтёр уже не начнет греметь ключами. Делаю вид, что у меня масса работы, а на самом деле просто мне некуда идти.
Что дома? Дома, дома! Дома только телевизор. Я, видите, даже собаку не могу завести, потому что её некому будет днем выводить. Вот и все дела. Конечно, у меня есть друзья, есть знакомые, но у всех семьи, дети, домашние заботы... Вот видите, превратила себя в старуху. А мне ведь только 36".
Новосельцев ахает, и зрители вместе с ним.
Далее сюжет развивается предсказуемо: как только на горизонте железной мымры начинает брезжить надежда на "отношения", она - пусть не сразу, а в два клика - меняется, становится "женственной", не хочет больше работать ("Ой, как не хочется... Боже мой, как не хочется!..
Но надо идти руководить!"), а в ближайшей перспективе и вовсе уходит в декретный отпуск. Что, собственно, и требовалось доказать: не нужна "нормальной женщине" ни карьера, ни власть, а если она говорит, что нужна, так это у нее мужика нет... )
Самое интересное, что и Новосельцев в самом деле не такой, каким его воспринимает зритель. "Тихий, мягкий, безобидный человек. Слова грубого не скажет".
В начале фильма, как мы помним, Новосельцев мечтает о повышении. "Мне вообще надоело сидеть за этим столом. Я чувствую себя переростком! Я способен на большее!"
Правда, прекрасный работник с большим опытом не умеет составлять отчет - но это ерунда.
"- Ну уж не так ты плох, чтобы не смог руководить отделом.
- Это верно."
"Каждое утро по дороге на службу я избавляюсь от своих шалопаев.
- Вот тебе 40 копеек, купишь два пакета молока. И не забудь!
- Ладно!
- И позавтракать не забудь, слышишь!
- Так, теперь давай с тобой разберемся.
Ты когда перестанешь хулиганить, а? Почему все на тебя жалуются?"
Кстати, вы не задумывались, почему дети живут именно с отцом? Там есть интересные детали.
"- Да нет у него никакой жены. Эта особа его бросила и оставила ему двоих детей.
- Нет, детей я сам у нее отобрал... Не дал...
Свидетельствует секретарша Верочка:
"- Вы Лизу Леонтьеву помните из строительного отдела?
Такая... Светленькая такая... Смазливенькая такая... С косой.
Она сейчас у нас не работает.
- Нет, честно говоря, не помню.
- Ну естественно...
Ну вот, она была его женой, родила ему двух детей, а потом... закрутила.
Если сопоставить показания, то вырисовывается примерно такая картина: жена Новосельцева, устав от его необыкновенных достоинств, завела роман, и "тихий, мягкий, безобидный" отобрал детей.
Трудно представить, что нужно было сказать про бывшую супругу, чтобы советский суд присудил детей отцу - однако же факт налицо.
Хотя возможен еще один вариант. Если вспомнить сцену на новоселье, когда пьяный Новосельцев не выпускает из кабинета Калугину и говорит ей гадости, то есть ведет себя как классический абьюзер, а равно и иные сцены, в которых он демонстрирует вербальную агрессию, то возникает подозрение: не сам ли бедняжка довел Лизу Леонтьеву до бегства? "Два мальчика. Вот, это обуза."
Никудышный работник и скверный отец, Новосельцев таит под обличьем безобидного неудачника агрессию и жажду власти - и вот он, в отличие от ходячего стереотипа "карьеристки", в высшей степени правдоподобен.
Несмотря на то, что психологический разбор оказался не таким уж радостным - все равно нужно сказать, что данный фильм - уже классика!
И все мы его любим, несмотря ни на что!
Ваша Софья Кононова.