В каждом городе есть улица или площадь, являющаяся визитной карточкой, близкая сердцу каждого жителя. Вот так и Петербург невозможно представить без Невского проспекта, ведь он является главной артерией города, проходящей через его значимые части, дворцы и храмы. Здесь же и сосредоточена деловая, торговая и развлекательная жизнь Питера. «Да и кому же не приятен Невский проспект», — восклицал Николай Гоголь.
В 1833-1834 годах, Николай Васильевич Гоголь, русский классик, драматург и публицист, пишет произведение, получившее название «Невский проспект», в котором автор описывает следующие темы: несовместимость мечты и реальности, духовное обнищание, проблема одиночества в большом городе. Позже произведение входит в сборник «Петербургских повестей», где все пять повестей цикла объединяет одна общая черта: внешнее убранство, красота, пышность Петербурга и внутреннее безобразие, уродство, порочность этого города.
Чем все начинается? Произведение начинается с констатации внешнего лоска Петербурга: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен?». Далее автор описывает проспект в разные промежутки дня, ведь это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества: отставные солдаты, старухи в изодранных платьях и салопах, нищие, русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, мальчишки в пестрядевых халатах, с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках, гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках, мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках. Гоголь использует разновидность сатирической метонимии, а именно синекдоху. Литературный приём дает впечатление одностороннего мира, так как человек воспринимается только с точки зрения его социального положения, например, только по «удивительно сшитому сюртуку». Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня. Единственное, что объединяет этих разношерстных людей, — место встречи, Невский проспект.
И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» – Пискарев.
Филистер Пирогов хорошо знаком с действительностью, знает, что Петербург – жестокий и беспощадный Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…».
«Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь. Герой в плаще и фраке следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект, именно поэтому судьба юноши трагична.
Кольцевая композиция произведения способствует актуализации мотива «настоящее — ложное», который является центральным в повести «Невский проспект» и во всем цикле «Петербургских повестей», ведь в конце мы абсолютно не узнаем ту же улицу, происходят поразительные перемены. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь все пропитано обманом. Эта внешняя прекрасная оболочка оказывается фальшивой, обманчивой: «Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но Боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради Бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Петербург в изображении Гоголя предстает как мир обезбоженный, где правит не Бог, а иная сила — черт. Эта дьявольщина прикрыта чем-то нарядным, приятным глазу. Показывая фальшь проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, Гоголь изображает трагическую ее сторону, разоблачает пустоту ее внутреннего мира гуляющих на нем, их лицемерие.
В произведении автор столкнул реальность и мечту, правду и обман. А несоответствие действительности и мира иллюзий принесет только разрушение в жизнь человека.
Я надеюсь, что вам помогла моя статья на эту тему. Вы можете меня поддержать, поставив лайк. Жду ваши комментарии.