Продолжаем говорить о том, что может стать препятствием на пути достижения наших целей и получения желаемого
Сегодня поговорим об эффективном мышлении и искажениях мышления
Интерпретируя ситуацию, мы опираемся на наши глубинные убеждения и подгоняем картинку под наше представление
Глубинные убеждения в основном формируются в детстве и подростковом возрасте на основе убеждений людей, которые нас воспитывают (родители, педагоги, другие окружение)
Это связано с тем, что в этом возрасте у нас еще нет достаточного жизненного опыта и наше мышление развито недостаточно, но при этом мы нуждаемся в «правилах» игры
Часто даже когда мы становимся взрослыми, мы не переоцениваем эти убеждения, не подвергаем их сомнению или проверке, продолжаем верить в них
На основе глубинных убеждений формируется наше представление о себе, мире и других людях
Глубинные убеждения лежат в основе автоматических мыслей
Автоматические мысли - это поток мышления
- сознательные (волевые) и бессознательные
- холодные и горячие
Волевые (сознательно вызываются, пример «что мне нужно купить в магазине», «куда я поеду в отпуск») и автоматические (возникают сами, например, вы идете по улице и фоном в голове крутятся мысли)
Холодные, т. е. без значительного эмоционального сопровождения, и горячие, т. е. со значительным эмоциональным сопровождением
Меняя глубинные убеждения, меняются автоматические мысли, эмоции, поведение, поступки, реакции и в конечном счете качество нашей жизни
Эффективное мышление:
- Системное (видеть задачу со всех сторон)
- Структурное (не хаотичное)
- Стратегическое и практикоориентированное (направленное на достижение целей и решение задач)
- Гибкое (многовариантность)
- Открытое (новому опыту, новым знаниям)
- Реалистское (без когнитивных искажений, психозащит, иллюзий)
- Сочетание нескольких видов: логическое, абстрактное и др.
Развитие эффективного мышления:
- Осознание автоматических мыслей и понимание из каких глубинных убеждений они происходят
- Работа с глубинными убеждениями (Системное и критическое мышление)
- Когнитивные искажения – дезадаптивные стереотипы мышления (мыслительные привычки)
- Работа с психологическими защитами
- Формирование благоприятной информационной среды
- Управление вниманием (концентрация, переключение)