Какие ледоколы и корабли строятся для службы на арктических рубежах.
На днях в российском военном ведомстве поделились намерениями продолжить строительство новых кораблей и судов ледового класса для обеспечения безопасности функционирования Северного морского пути и гидрографических исследований Арктики.
В Минобороны учитывался опыт первых лет эксплуатации головного ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» и головного морского судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус». По оценке заказчика, суда подтвердили эффективность заложенных при проектировании характеристик и могут качественно решать вопросы обеспечения группировки в Арктике.
Что касается ведущегося в данный момент строительства, то речь идёт о ледоколе проекта 21180М и патрульных кораблях арктической зоны проекта 23550. Канал «Судострой» предлагает читателям изучить данные проекты подробнее.
Новый ледокол
Судя по всему, опыт эксплуатации головного ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» принёс не только исключительно положительные результаты. Следующий ледокол для Минобороны строится по модернизированному проекту 21180М, разработанному в том же КБ «Вымпел».
Первый ледокол модернизированного проекта 21180М «Евпатий Коловрат» создаётся на мощностях Судостроительной фирмы «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Ледокол был заложен в декабре 2018 года. Спуск на воду состоялся в декабре 2020 года. По данным военного ведомства, передача судна заказчику ожидается до конца 2022 года.
Для ледокол проекта 21180М обнародованы следующие основные технические характеристики:
- водоизмещение – 4 тыс. тонн;
- длина – 82 м;
- ширина – 19 м;
- осадка – 4,6 м;
- скорость хода – 14 узлов;
- дальность плавания – 7600 миль;
- автономность – 30 суток;
- экипаж – 32 человека.
Как и «Илья Муромец», «Евпатий Коловрат» строится для замены устаревающих ледоколов проекта 97 и его модификаций. При этом проект 21180М отличается от проекта 21180 в меньшую сторону длиной, шириной, водоизмещением, дальностью плавания и, главное, осадкой. Это значительно расширяет возможности его использования на мелководье.
Корабли ледового класса
Универсальные патрульные корабли ледового класса строятся на Адмиралтейских верфях по проекту 23550, разработанному в ЦМКБ «Алмаз». Такие корабли предназначены для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения.
Открытой информации о кораблях проекта 23550 не так уж и много. Завод-строитель сообщает следующие данные:
- водоизмещение – 9 тыс. тонн;
- экономическая скорость – 10 узлов;
- полная скорость – 18 узлов;
- дальность плавания – 10 тыс. миль;
- автономность – 70 суток
В отличие от ледоколов, патрульные корабли имеют мощное штатное вооружение, что обеспечит возможность поражать морские, береговые и воздушные цели. Как официально сообщается, в состав вооружения корабля проекта 23550 входят артиллерийская установка и переносной зенитно-ракетный комплекс. Также предусмотрено постоянное базирование корабельного вертолета.
В рамках заключённого в 2016 году контракта на Адмиралтейских верфях строятся два патрульных корабля проекта 23550: «Иван Папанин» и «Николай Зубов». Первый корабль был заложен в апреле 2017 года, спущен на воду в октябре 2019 года, В настоящее время достраивается на плаву. Второй – был заложен в ноябре 2019 года и пока находится на этапе формирования корпуса.
Ещё один корабль проекта 23550 «Пурга» строится по изменённому проекту на Выборгском судостроительном заводе. Заказчиком выступает Пограничная служба ФСБ России, что говорит о заинтересованности в кораблях ледового класса не только со стороны Минобороны.