Что нельзя делать родственникам заикающихся детей:
1.Прерывать ребенка, торопить, поправлять, договаривать за него фразу;
2. Ругать его за запинки в речи;
3. Обсуждать в присутствии ребенка проблему;
4. Надеяться, что всё пройдет самостоятельно.
Что делать родителю при начавшемся заикании:
1. Создать специальную речевую среду
на 5-10 дней постарайтесь организовать режим «относительного молчания». Если ребенок очень хочет говорить, то просите его сделать это шепотом. Для этого придумайте ситуацию, почему он должен говорить шёпотом (кто-то болен, отдыхает и т.п.);
- всем членам семьи необходимо перейти на замедленный темп речи: говорить тихо, спокойно, плавно и очень медленно, но не по слогам;
- старайтесь при общении с ребенком в этот период задавать вопросы, на которые ребенок мог ответить односложно- «да» или «нет»;
- выполняйте с ребенком дыхательные упражнения (5-10 минут в день): надувать воздушные шарики, мыльные пузыри, дуть в соломинку в стакане с водой (упражнение «Шторм»), сдувать с ладошки кусочки ваты (упражнение «Снежинки»), дуть в дудочку;
- пойте вместе с ребенком детские песенки (пропевайте мелодии гласными звуками).
2. Создать благоприятную психологическую обстановку:
- не повышайте голос на ребенка;
- предупреждайте о возникновении громких звуках (включении пылесоса, радио и т. д., не слушать громкую музыку.);
- исключите нахождение ребенка в комнате при включенном телевизоре;
-больше играть в настольные игры, исключить игры, требующие от участников индивидуальных речевых выступлений;
-исключить ситуации, при которых могут возникнуть сильные положительные и отрицательные эмоции (покупка новой игрушки, посещение цирков и т. д.)
-организовать ребёнку режим дня с дневным сном, прогулки на свежем воздухе;
-оградите ребёнка от семейных конфликтов.
3. Обратитесь к специалистам.
Полезные упражнения при заикании:
«Чередуем вдох и выдох»
1)вдох через рот = выдох через рот; 2) вдох через нос = выдох через нос; 3) вдох через рот = выдох через нос; 4) вдох через нос = выдох через рот.
Эти упражнения выполнять в медленном темпе, при удобной позе (6-8раз):
«Счёт»:
Глубокий вдох через нос, на выдохе счёт до 10, 12, 15...(лежа, стоя)
«Цветок»:
Работа над силой и продолжительностью выдоха. Наращивая фразу постепенно, по одному слову, ребёнок нюхает воображаемый цветок, произнося: «Ах!» «Ах, пахнет!» «Ах, как пахнет!» «Ах, как пахнет цветок!» «Ах, как пахнет этот цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!»
«Звонок»:
Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным нажатием звоним в дверь ззззззззззззз.: Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз... зззз...зззз... Звоним короткими назойливыми звонками: зз.. зз.. зз.. зз..
«Бокс»:
На выдохе резко выбрасываем ладошки (пальцы вместе, напряжены) вперед: «Ха!». Сначала по очереди, потом обе ладошки вместе.
Желаю успехов Вам и Вашим детям!