Найти тему

Аллен Гинзберг: Как писать стихи

Оглавление

Хотите стать поэтом, но не знаете, с чего начать? Короткая лекция, прочитанная Алленом Гинзбергом в Университете Наропы в 1982 году и подкреплённая цитатами других умельцев нащёлкать себе на печатной машинке билет в вечность, ответит на волнующий нас всех вопрос: как писать?

Когда вы берётесь за написание стиха, всегда возникает одна и та же проблема: с чего начать? Решение этой проблемы можно найти в следующих лозунгах современных американских поэтов, которые объясняют, как сфокусировать внимание на непосредственном созерцании объекта.

«Никаких идей; только конкретное»
Уильям Карлос Уильямс

Вместо того, чтобы что-то придумывать, постарайтесь заглянуть в свой собственный ум и найти в нём уже готовый материал: факты, образы, ощущения, цитаты, фразы из непрерывного внутреннего диалога. Стихотворение уже существует у вас в голове; всё, что вам нужно, — это просто записать его. А это требует одновременного осознания внутренних процессов и бдительности по отношению к событиям внешнего мира.

-2

«Самый подходящий символ — это природный объект»
Эзра Паунд

Если вы грустите, и одновременно едите мороженое в вафельном стаканчике, слушаете по радио вальс и думаете о своей прошлогодней девушке — просто соберите вместе все эти факты. Получится намного лучше, чем прямо сказать: «О, как мне тоскливо и одиноко». Такую эфемерную вещь, как чувство, невозможно описать саму по себе — но можно описать то, что вы делаете или видите находясь под влиянием этого чувства. Если оглянуться вокруг и описать то, что видишь, это описание будет волшебным образом соответствовать состоянию души. Т. С. Элиот называл это «объективным коррелятом».

-3

«Непосредственное созерцание объекта»
Эзра Паунд

Когда вы внимательно созерцаете явления, вы видите их такими, какие они есть. Уильям Блейк выразил ту же идею иначе:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Блейк также советовал: «Обращайте внимание на мельчайшие подробности». Керуак повторял: «Жизнь прозы — в деталях». И не только прозы, но и журналистики, публицистики и всего остального. Только посредством концентрации внимания на деталях можно описать своё переживание так, чтобы вызвать в воображении других людей настолько же отчётливое представление.

Вместо того чтобы витать в облаках, теряясь в собственных мыслях, сделайте следующее: концентрируясь на своём теле, выгляните вовне; затем, дистанцировавшись от своего тела, загляните внутрь. Каждый раз, когда вы замечаете, что начинаете теряться в мыслях, — остановитесь на и вспомните, о чём вы только что думали. Вордсворт определял поэзию как «яркие переживания, припоминаемые в состоянии покоя».

-4

Главным критерием для отбора материала должна быть отчётливость. Если у вас есть чёткое воспоминание о том, как вы виделись со своей тётушкой, пили чай с бабушкой или попали в аварию в возрасте шести лет и, очнувшись, увидели звёзды — записывайте его. Если отчётливое воспоминание возвращается к вам снова и снова, это значит, что оно важно для вас.

Есть ещё две формулы от Уильяма Карлоса Уильямса, которые будут полезны для заземления и дисциплинирования ума:

«Всегда держите ум зафиксированным на объекте»
и
«Всегда пишите о том, что у вас под носом»

Как только вы усвоите эту дисциплину и научитесь твёрдо стоять на земле, вы будете осознавать, когда парите в облаках, и сможете делать это сколько угодно. Но если вы витаете в облаках, не осознавая этого — никто не поймёт, о чём вы говорите.

Несколько примеров образцовых стихов:

Хайку:

Быстрая молния!
Сегодня сверкнёт на востоке,
Завтра на западе…

Такараи Кикаку

Скрипит телега,
нагруженная землёй.
Пионы в цвету…

Ёса Бусон

Лёгкий ранний снег,
Только листья нарцисса
Чуть-чуть согнулись.

Мацуо Басё

Сердита как красавица!
Она проиграла
Игру в волан.

Масаока Сики

Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Кобаяси Исса

Стих гром.
В лучах заката на ветке
Поёт цикада.

Масаока Сики

-5

Чарльз Резникофф:

И если есть План,
то, может быть, это тоже отмечено в Плане:
поезд в метро, проходя стрелку,
скрежещет колёсами,
и свет в нём на мгновение гаснет,
чтобы тотчас зажечься снова.
Уличный торговец, который ходит от двери к двери,
уселся на ступеньках в полутёмном коридоре,
держа корзину яблок на коленях, и вдыхает аромат.
Прогулка по станции метро
в роще из стальных колонн;
как ровно расположены
на них заклёпки —
не то что жёлуди на дубах;
как гола земля,
только кое-где на платформе
черноватая плесень,
которая когда-то была жвачкой.
Конец рабочего дня, я облокачиваюсь на подоконник,
рассматривая мокрые деревья.
Дождь закончился, асфальт блестит от влаги.
На голых ветках
висят ряды капель, словно блестящие почки.

Дэвид Коуп:

на кладбище, пожилая женщина облокачивается о дерево,
ветер дует ей в спину.
затем она возвращается к своей машине —
к дороге, дому, кофе с друзьями.
новоприбывшие берут номерки;
вокруг царит вечная скука,
шарканье ног.
детям дают монетки,
чтобы покататься на лошадке.
зевают. все смотрят в пол,
или на служащих.
никто не разговаривает!
мужчина уходит с посылкой,
начинается толкотня за его место у прилавка.
вечер.
рыбак дёргает удочку;
леска натягивается
глаз рыбы, серебристый и пустой.
он снимает её с крючка.
нож разрезает белое брюхо,
требуха падает на песок.

Обращая внимание на объекты во внешнем мире, вы также начинаете замечать содержание своего ума. Существенная часть мастерства поэта состоит в умении заметить происходящее в своём уме в тот момент, когда он наблюдает за происходящим в окружающем мире.

Наблюдая за своим умом, мы очень скоро замечаем, что он дискретен. Раньше была популярна идея о «потоке сознания», как если бы сознание было цельным и непрерывным. Но на самом деле поток сознания скорее напоминает плёнку с отдельными кадрами. Поэтические формы, возникшие в ХХ веке, отражают эту дискретность ума и его склонность прыгать от одного объекта к другому. Именно в таком стиле написаны «Песни» Паунда и «Патерсон» Уильямса.

-6

Чогьям Трунгпа также использовал технику «зигзага»: отклонения от темы где-то на середине стиха под влиянием неожиданно возникшей мысли. Важно доверять своему уму и принимать мысли такими, какими они рождаются. Трунгпа говорил: «Первая мысль — лучшая». Не подавляйте и не приукрашивайте свои спонтанные мысли — просто осознавайте их. Поэзия — это средство, помогающее лучше осознавать собственные мысли.

-7

©Allen Ginsberg

Этот текст был изначально опубликован на сайте «Батенька, да вы трансформер» — вот здесь. Оригинал можно послушать тут и тут.