Сладкие газированные напитки – бич современной Мексики и главный же продовольственный культ. Распить 3 литра за скромным семейным ужином или вместо молока напоить газировкой младенца не считается чем-то предосудительным, глупым или опасным. В стране, где в среднее потребление не менее 150 литров содовой в год на человека, удивительным образом, по странному стечению обстоятельств, живёт рекордное количество людей, страдающих от ожирения, кариеса и сахарного диабета.
Товар международных наркокартелей скромно уступает мощи «The Coca-Cola Company» (так как она несомненный лидер на рынке) по числу отправленных на тот свет мексиканцев. Популярность напитка в бутылке с красной этикеткой огромна. И поэтому неудивительно, что некоторые из них попытались вплести кока-колу в религию.
На юге страны, в штате Чьяпас, граничащим с Гватемалой, есть небольшая полузакрытая деревня Сан-Хуан-Чамула, населённая тремя тысячами индейцев племени майя-цоциль (с округой около 60 тысяч). Единственная достопримечательность этого места – Темпло-де-Сан-Хуан – белокаменная церковь постройки 20-х годов 16 века.
Как положено, жители села поголовно правоверные христиане с местным колоритом. Поэтому при посещении католического храма, посвящённого Иоанну Крестителю, очевидно ожидается какая-то лёгкая дичь для нашего европейского восприятия.
В этот раз набор составляют зажжённые перед алтарём разноцветные свечи, дабы святой понимал суть обращения и преподнесённые в жертву ему же дары: «порш» - местная разновидность рома, пакетики с готовой едой, яйца, живые курицы и паллеты кока-колы. Здесь же находится шаман, что руководит всей церемонией.
Суть её состоит в вызове у вопрошающего помощи высших сил отрыжки с помощью рома, яиц, в последнюю очередь газировки. Если получилось, то злой дух покинул тело, обратившийся больной скоро исцелится, пусть идёт, живёт и радуется. Если же нет – тут же сворачивают голову припасённой курице, что непременно смягчит гнев Иоанна Крестителя. Всё действо происходит обязательно под песнопения и мерные покачивания.
Красочному церковному обряду уже столетия, но глобализация внесла свои коррективы. Ранее на месте шипучки использовалась обычная ананасовая брага. В 1965 г. «The Coca-Cola Company» решила построить в местных землях очередной завод, но столкнулась с сопротивлением местным, они почему-то не хотели отдавать все водные ресурсы и земли под предприятия белых. Однако дистрибьютор Кока-Колы Хавьер Лопес Перес смог убедить касиков (индейские вожди), в руках которых находилась вся власть муниципалитета. Возможно, сладкими речами об огромных перспективах или, скорее всего, всем известным способом – просто дал на лапу.
Согласилась элита – народ взял под козырёк, по-другому быть не могло. С тех пор шипучка прочно вошла в жизнь цоцилей. Ей тут же присвоили магические и целебные свойства, полезные для тела и духа, что-то среднее между вином в христианстве и живой водой. Воззрения прихожан автоматически подстроились под изменяемую реальность.
Цивилизация странно пришла в эти места. Завод газировки в горах, билборды с Санта-Клаусом на каждом шагу, мелкие торговые войны между корпорациями, продающими содовую, вмешательство их в политику, в основной массе на мелком уровне с помощью выгодных контрактов и бесплатной газировки правильно проголосовавшим, но так вплоть до президента Мексики – ставленника «The Coca-Cola Company». А тем временем народ живет в нищете, в скромных домах, с перебоями в электричестве, без доступа к питьевой воде, медицине, образованию и нормальному уровню жизни.
У местных жителей выбора и без этой странной традиции и не было особо. Все источники питьевой воды в штате, который является одним из самых бедных в стране, за вышеназванной компанией. И выбор между «безопасной» бутилированной водой из-под крана и бутылочки, наполненной сахаром и кофеином бурды, стоящей ещё и дешевле, выглядит слишком очевидным.
Надеюсь, вы не стоите перед такой дилеммой.
Автор - Алексей Копылов