Найти тему
Индустриальный турист

Исторический район Санкт-Петербурга: Мурино

Думаю, что у многих людей, прочитавших название данной статьи, сразу же появился закономерный вопрос - разве Мурино является районом Санкт-Петербурга? Ведь фактически Мурино - это отдельный город!

Однако я поясню: термин "исторический район Санкт-Петербурга" несколько шире, чем это может показаться - так, исторические районы не подчиняются административным границам, и зачастую одноименные муниципальные округа и исторические районы совершенно не сходятся.

Вот и в случае с Мурино ситуация аналогичная: административно этот населённый пункт никогда не входил в состав Петербурга, однако он всегда был его пригородом, который в наши дни стал и вовсе ощущаться скорее как окраина Северной столицы, нежели как отдельный населённый пункт! И в доказательство тому - станция метро "Девяткино", напрямую связывающая Мурино с Петербургом и делающая эти два населённых пункта неотделимыми друг от друга.

Сегодня я расскажу вам об истории Мурино, а также о самых интересных местах этого города. Ну и в конце скажу пару слов о новостройках Мурина - куда же без этого.

Граница района

Мурино находится чуть севернее Санкт-Петербурга - между собой эти два города разделяет расстояние в 500 метров, большую часть которого занимает трасса КАД-а. Другими словами, Мурино является самым настоящим пригородом Петербурга: де-юре город-спутник, де-факто - район Петербурга, относящийся к Ленинградской области лишь административно, тогда как все остальные (рабочие, социальные) связи Мурино связаны исключительно с Санкт-Петербургом.

Город Мурино делит на две части железная дорога: восточнее неё находится историческое Мурино, западнее - новое Мурино, застроенное многоэтажками. Так что основной интерес для нас представляет восточная половина города, однако основная жизнь "кипит" именно в западной части.

Вид на западное Мурино (на фоне) со стороны Мурина восточного (ближний план)
Вид на западное Мурино (на фоне) со стороны Мурина восточного (ближний план)

В Мурино есть своя железнодорожная станция, именуемая "Девяткино", и одноименная станция метро. Свои названия станции получили по расположенной чуть севернее деревне "Новое Девяткино". Этот факт тоже вызывает у многих вопрос - а зачем станцию, находящуюся в посёлке Мурино, называть в честь соседней деревни, расположенной в двух километрах от станции?

Для ответа на этот вопрос нужно окунуться в историю станции Девяткино. Оказывается, ж/д станция была открыта в 1917 году, и тогда она носила логичное название "Мурино", однако в 1923 году её решили переименовать: причиной стало то, что на Байкале уже существовала одноименная станция, и, дабы не вызывать путаницу (тогда старались избегать одинаковых названий на железной дороге), станции дали название в честь соседней деревни "Девяткино".

Так что виною данной топонимической путанице - посёлок Мурино, находящийся на берегу озера Байкал - в 4,5 тысячах километров от Мурина Петербургского!

Происхождение названия

Доподлинно неизвестно - откуда Мурино получило своё название. Мы точно знаем, что это название появилось ещё в допетровские времена, так как первое упоминание селения "Мурино" датируется 1676 годом.

Карта 1676 года, на которой Петербурга ещё нет (на его месте город Ниен), но зато поселение Мурилла уже есть
Карта 1676 года, на которой Петербурга ещё нет (на его месте город Ниен), но зато поселение Мурилла уже есть

Наиболее логичная версия происхождения топонима указывает на финские корни слова "Мурино": в Финляндии до сих пор существует несколько населённых пунктов со схожим названием "Муурола". Все эти топонимы происходят от финского слова muuri, которое переводится как "камень для строительства" или "стена из камня". Вероятно, в этой местности финно-угорские племена могли добывать камень, который в дальнейшем использовался для строительства, либо здесь жили строители, возводившие укрепления из камня.

Существует и менее логичная версия, согласно которой "Мурино" получило своё название благодаря переселенцам из города Мурома Владимирской губернии. Но, на мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики: и трансформация "Муром" в "Мурино" остаётся совсем непонятной с точки зрения лингвистики, и факт существования названия "Мурино" в 1676 году тоже противоречит этой версии.

С происхождением названия разобрались, теперь пару слов о самом топониме. Дело в том, что я очень часто вижу возмущение людей по поводу склонения тех или иных топонимов. Однако по правилам русского языка, топонимы имеют склонения - так было изначально (и сегодня я наглядно это вам продемонстрирую с помощью исторических документов), так с этим обстоят дела и сейчас. Словари указывают нам на то, что топонимы на "о" можно склонять, а можно и не склонять - оба варианта являются верными. Но я сегодня буду соблюдать традиции топонимических правил, так что не удивляйтесь формам вроде "в Мурине, я из Мурина" и т.д.

Надеюсь, более споров на эту тему не будет. Не хотелось бы тратить на это время - лучше перейдём к истории Мурина!

История Мурино: времена, когда здесь ещё не было новостроек

Допетровская история Мурина проста: на месте современного города находились небольшие финно-угорские поселения - ничем особо не примечательные.

В 1703 году Пётр I заложил Санкт-Петербург: это событие кардинально повлияло на историю всей местности в округе. Исключением не стало и Мурино - в 1712 году Пётр пожаловал эти земли барону Шафирову (вице-канцлер Российской империи и руководитель российской почты). Однако уже в 1723 году Шафиров попал в опалу, и все его владения (в том числе и Мурино) были отняты в пользу государства. Однако позднее Мурино снова было отдано частному лицу - на этот раз генерал-майору Дмитриеву-Мамонову.

В 1749 году Мурино было куплено графом Романом Воронцовым (отец Екатерины Дашковой). С тех пор и вплоть до 1917 года Мурино и прилежащие к нему земли принадлежали семейству Воронцовых.

Особенно Мурино полюбилось Александру Романовичу Воронцову: при нём скромное имение превратилось в полноценную летнюю резиденцию - с фонтанами, оранжереями и фруктовыми садами! Тогда же было построено и самое старинное сохранившееся здание в Мурине - церковь Святой Великомученицы Екатерины.

-4

Автором проекта храма стал талантливый зодчий Николай Львов, известный благодаря своим работам в Торжке и его окрестностях, а также в Петербурге (церковь Илии Пророка на Пороховых, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь "Кулич и Пасха").

Николай Львов был приверженцем классицизма - в этом же стиле он возвёл и храм в Мурине: об этом свидетельствует классический портик входной группы, а также красивая колоннада звонницы, похожая на бельведер.

-5

Однако сама композиция храма довольно необычна: архитектор Львов прибегнул к довольно редкому приёму "Иже под колоколы" - поместил звонницу прямо над основным помещением храма, заменив ею главный купол.

Подобных построек в России не так много, так что работу Львова в Мурине можно назвать уникальной!

-6

Но вернёмся к истории Мурина. С 1794 года в районе Мурина появляются первые дачные участки: места здесь были хорошие - и до Петербурга недалеко, и природа отличная! Спрос рождает предложение, и потому Воронцовы дробят свои земли на участки, которые отдают в аренду дачникам.

Однако в Мурино существовало и постоянное население. Изначально оно было сформировано из крепостных крестьян, принадлежавших Воронцовым. В 1817 году Мурино представляло собой поселение, включавшее в себя 65 дворов.

Постепенно население Мурина росло, однако жизненный уклад в нём оставался неизменным: небольшое поселение с преимущественно крестьянским населением, и при этом пользующееся популярностью у дачников в летнее время. Собственно, даже после революции жизнь посёлка Мурино изменилась не сильно.

Чего не скажешь о Великой Отечественной войне - она кардинально изменила жизнь всех людей, и жители Мурина не стали исключением: большая часть мужского населения села ушла на фронт. В память о погибших муринцах на Центральной улице был установлен мемориал, на памятных досках которого перечислены все не вернувшиеся с войны жители Мурина.

-7

Также на территории Мурина находился эвакуационный госпиталь, а рядом с селом был организован военный аэродром. Однако боевых действий на территории села не было - линия фронта проходила севернее, в районе Лемболово.

После войны в Мурино проживало 1460 человек (данные на 1950 год) - почти в два раза меньше, чем до войны. Однако жизнь налаживалась, и село постепенно росло: в 1978 году на его территории была открыта станция метро "Комсомольская" (фактически, её открыли в поле, и использовали её в основном как пересадочный узел - с метро на электричку). К 1990 году население Мурина перевалило за три тысячи, а в 1996 году статус населённого пункта изменили с села на посёлок. Тогда ещё сложно было спрогнозировать, что через двадцать с небольшим лет Мурино станет самым густонаселённым городом Ленинградской области - но об этом мы поговорим позднее!

Медвежий стан: отдельный район внутри Мурина

Как ни странно, Мурино, являясь самостоятельным историческим районом, имеет внутри себя ещё несколько других, более мелких районов. Самый интересный из них - Медвежий стан. Этот район отображается на всех картах (в том числе, его видно и на моём скриншоте из начала статьи). И его история отличается от истории остального Мурина - так давайте изучим и её!

В наши дни Медвежий стан входит в состав Мурино, являясь его юго-восточной окраиной, однако в старые времена он представлял собой отдельное поселение. Вот такое описание Медвежьего стана даёт источник "Памятная книжка по Санкт-Петербургской губернии - Списки насёлённых пунктов Всеволожского района за 1896 год":

Медвежий стан - казармы 2-х батальонов 147 пех. Самарского полка и 3-х рот Ижорского батальона, на землях военного ведомства, на дороге от Мурина к пороховым погребам, на берегу реки Охты и Капрального ручья
Лесной участок, принадлежавший охтинским пороховым заводам. Район пороховых погребов порохового отдела Петербургского склада на казённой земле

Этот документ раскрывает полную картину облика Медвежьего стана: небольшая военная часть на несколько рот, поблизости от которой находились пороховые погреба, относящиеся аж к Охтинским пороховым заводам, которые, в свою очередь, располагались пятью километрами южнее - в районе современной Ржевки.

Кстати, прошу обратить внимание на родительный падеж "Мурино" в данном документе: это ещё одно доказательство того, что склонение названия этого населённого пункта (как и, собственно, всех остальных в России) является правильным, и являлось таковым всегда - и даже в 19 веке, где его можно найти в официальных документах!

Но вернёмся к Медвежьему стану, а именно - к истории происхождения его названия. Вероятнее всего, данную местность стали называть "Медвежьим станом" благодаря медвежьим острогам - специально отведённым питомникам, в которых содержались медведи, предназначенные для охоты (в окрестностях Петербурга медведей не было, однако охотиться на них знатным людям хотелось). Один из таких "острогов" находился неподалёку от Мурина с начала 18 века - так за этим районом и закрепилось название "Медвежий стан".

-8

Кстати, в память об этом в Медвежьем стане вы можете обнаружить несколько скульптур, изображающих семейство медведей: на одной из них "папа-медведь", стоящий в боевой позе, а на другой - мама и три медвежонка. Очень милые скульптуры, идеально отражающие название района!

-9

Через Медвежий стан проходит Капральев (изначально Капральский, Капральный) ручей: он берёт своё начало в болотистой местности севернее Ново-Девяткино, а впадает он в реку Охту - как раз в районе Медвежьего стана! Любопытно, что название ручья отражает военный характер района.

Капральев ручей - вид со стороны Оборонной улицы
Капральев ручей - вид со стороны Оборонной улицы

Есть в Медвежьем стане и полноценная достопримечательность - старинная водонапорная башня, построенная в 1907 году для нужд военнослужащих ижорского пехотного полка, казармы которого располагались здесь же.

-11

Водонапорная башня на Оборонной улице является одним из немногих памятников дореволюционной архитектуры, сохранившихся не только в Медвежьем стане, но и во всём Мурино!

При этом архитектура башни довольно необычна: мы привыкли видеть водонапорные башни с голыми массивными стенами и выразительной верхушкой конусовидной или цилиндрической формы. Однако башня в Медвежьем стане выглядит совсем иначе: она представляет собой вытянутый параллелепипед с несколькими рядами окон, визуально разбивающими постройку на этажи.

-12

В наши дни водонапорная башня пустует - существуют планы переделать её под музей, и, возможно, когда-нибудь они будут реализованы. В таком случае Медвежий стан может стать своеобразной точкой притяжения для жителей Мурина!

-13

Впрочем, с административной точки зрения Медвежий стан и так является "точкой притяжения". На всё той же Оборонной улице (и прямо по соседству с водонапорной башней) располагается мэрия города Мурино. Выглядит она, прямо скажем, скромно - впрочем, и само Мурино считается молодым городом. Забавно лишь, что администрация города находится на его задворках - в районе, в которым подавляющее большинство жителей Мурина никогда и не бывало!

-14

Здесь же, на фасаде мэрии, красуется официальный герб города Мурино: на нём изображена святая Екатерина - она является покровительницей Мурина с тех пор, как на территории поселения была выстроена Екатерининская церковь. Ну а боковую часть герба занимает, смею предположить, река Охта - именно такие ассоциации вызывает синяя волнистая линия.

-15

А если проехать по Оборонной улице чуть дальше, то перед нашим взором предстанет главное здание Северо-Западного поисково-спасательного отряда МЧС. То есть, в Медвежьем стане находится главное здание всего Северо-Западного федерального округа. Вот вам и неприметный район!

-16

В целом Медвежий стан кажется для меня особенным районом Мурина: побывав здесь, вы точно измените своё мнение о городе Мурино. Лично я раньше воспринимал его как абсолютно новый район, построенный в полях. Однако побывав в Медвежьем стане, я открыл для себя и дореволюционные постройки, и панельные дома, которые тоже сильно меня удивили - ну не ждал я увидеть в Мурино дома из 1960-1980-х годов!

-17

В наши дни Медвежий стан тоже постепенно застраивается многоэтажками, однако, в отличии от западного Мурина, в Медвежьем стане этот процесс идёт очень медленно - на весь район вы можете встретить буквально пару новостроек, самая красивая из которых - "Старая крепость".

-18

И особенно мне нравится контраст "Старой крепости" с её окружением: напротив - старинная водонапорная башня и советский панельный дом, сбоку - более современная панелька, построенная в 2000 году.

-19

Впрочем, постепенно в Медвежьем стане вырастают и другие новостройки, однако я не думаю, что этот процесс будет повсеместным: слишком уж отдалён от остального Мурина Медвежий стан.

-20

Современное Мурино: градостроительная ошибка или будущее России?

Вот мы и подошли к самой "острой" части данной статьи - к современной истории Мурина. И, скажу по правде, писать об истории мне было куда интереснее, чем о новостройках. Тем более и так только ленивый не критиковал новые кварталы Мурина: они давно не дают покоя блогерам-урбанистам, которые регулярно помещают Мурино в различные топы худших.

Согласен ли я с этой точкой зрения? Честно говоря, нет. Я, конечно, в Мурино не живу, и судить об уровне жизни в этом городе мне сложновато, однако у меня есть много знакомых оттуда, а у некоторых из них я даже бывал в гостях. Так что, в каком то смысле, я видел этот район и снаружи, и изнутри.

-21

На мой взгляд, Мурино является обычным современным районом (пускай юридически это отдельный город, но воспринимается он как окраина Петербурга) с присущими ему плюсами и минусами.

Главное преимущество района - наличие своей станции метро, которая была построена еще в 1978 году - буквально в поле! Это был идеальный задел под новый район, который застройщики использовали лишь недавно.

-22

От станции метро вглубь района уходит главная (и возможно единственная) хорошо обустроенная и облагороженная улица Мурина, именуемая Бульваром Менделеева.

-23

Думаю, если бы все улицы Мурина были бы такими, то городу не приходилось бы выслушивать столько критики в свой адрес. Пешеходная дорожка, обустроенная скамейками и обсаженная молодыми деревьями. При этом автомобильная дорога здесь не имеет приемуществ: она узкая и пересеченная множеством пешеходных переходов (однако участки с парковками все же имеются - они заглублены в бульвар и не мешают движению ни автомобилистов, ни пешеходов).

-24

Есть на бульваре Менделеева и своя достопримечательность - памятник выдающемуся химику Дмитрию Ивановичу Менделееву, в честь которого и был назван бульвар.

-25

Памятник выполнен в необычных формах: постамент представлен в виде обрывков мыслей, которые постепенно складываются в определенную схему - таблицу Менделеева. Отличный памятник с интересной задумкой (и практически единственная достопримечательность западного, нового Мурина).

-26

По такому бульвару буквально приятно идти домой от метро! Однако длина бульвара всего один километр, а остальные улицы Мурина даже близко не похожи на этот бульвар...

-27

Также в Мурино есть и своя мини-набережная, идущая вдоль маленького Брачневого ручья. Впрочем, особого благоустройства тут нет, что, на мой взгляд, странно: наличие полноценного ручья могло бы сыграть на руку застройщику - дома на набережной, как никак! Однако Брачнев ручей довольно хиленький, а искусственно насыпанные крутые берега лишь усугубляют картину. Ещё забавнее, что часть ручья проходит по двору жилого дома - вместо общественного пространства получилось благоустройства двора за забором.

Брачнев мост, фактически являющийся входом в двор, огороженный со всех сторон забором
Брачнев мост, фактически являющийся входом в двор, огороженный со всех сторон забором

Что касается застройки Мурино, то тут единой картины нет. Дело в том, что район застраивают разные строительные компании, а потому каждый квартал здесь отличается от соседей. В этом есть и плюс (разнообразие радует глаз, район не однообразен и в нем не заблудишься), и минус (качество жилья варьируется от дома к дому, единого дизайн-кода в Мурино нет, да и эклектичность фасадов порой выше всяких границ разумного).

-29

В этом плане Мурино сильно отличается как от советских панелек, так и от многого другого современного жилья (взять тот же Парнас, застройка которого выдержана в единой стилистике, которая порой кажется очень однообразной). Что лучше - пестрая эклектика или единый стиль - ответа на этот вопрос нет, ибо все это очень субъективно.

Кроме застройки, в Мурино также и довольно хаотичный подход ко всему новому. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Мурино стал одним из первых городов России, в котором повсеместно запустили роботов-курьеров: небольшие автономные машинки, доставляющие еду и товары вместо людей-курьеров.

-30

Выглядит это супер инновационно - как будто ты попал в будущее! Впрочем, не только смотрится: в России сейчас есть всего 4 населённых пункта с роботами-доставщиками - Москва (но лишь отдельные районы), Красная поляна, Иннополис и Мурино.

-31

Но тут же, позади этого "будущего" мы видим глухое "прошлое", представленное в Мурино ржавыми маршрутками. Да, в городе нет никакого общественного транспорта, кроме маршруток, автопарк которых не может похвастаться хорошим состоянием (я видел на улице много маршруток, и все они были видавшие виды).

Причём по старому (восточному) Мурино ходит парочка автобусов - просто начало их маршрута находится в Петербурге, а, следовательно, и принадлежат они Петербургским автопаркам. Но зато в гораздо более развитое западное Мурино автобусы не заезжают - здесь царит маршруточная монополия.

Есть и другие аспекты "старого мира", которые упорно цепляются за Мурино, не давая стать ему полноценно современным городом: к примеру, ларьки, с которых начинается бульвар Менделеева. Человек, идущий от метро в сторону жилых домов, должен сначала пройти сквозь крытые ряды ларьков, и лишь потом он попадает на нормальный бульвар. В современном городе такого, на мой взгляд, быть не должно (тем более что и так все первые этажи домов заняты торговыми помещениями - к чему здесь отдельно стоящие ларьки)?

-32

Подводя итог, хочется сказать, что Мурино есть куда расти - простор для развития здесь оставлен, и загубить его сложно. Однако будет ли город развиваться в правильном направлении и становиться удобным и комфортным для жизни, или же он возьмёт курс в сторону "гетто", которым его так и норовят окрестить хейтеры данного района - покажет время.

-33

Ну а я надеюсь, что моя статья была вам интересна. Я постарался как можно подробнее раскрыть историю района, ну а мой рассказ про новостройки я оставил на потом - в качестве логического завершения публикации.

Буду рад вашему мнению в комментариях. Спасибо за внимание и до новых встреч на моём канале!