Найти тему
КиноРаритет

3 мелодрамы эпохи Великого Немого смотрятся интереснее современных блокбастеров

Оглавление

Если вы с предубеждением относитесь к старому, немому ещё кино и принципиально не смотрите его (а особенно - старинные мелодрамы, которые считаются слишком наигранными, наивными, жеманными), то очень зря. В начале 20-го века пионеры нового изобразительного искусства успели наснимать множество шедевров «на все времена». Вот вам, к примеру, 3 фильма, 3 мелодрамы, который – я уверен – смогут изменить ваше отношение к фильмам эпохи Великого Немого.

«Парижанка: драма судьбы» / A Woman of Paris: A Drama of Fate (1923)

Единственный некомедийный полнометражный фильм Чарльза Спенсера Чаплина. И единственный из поставленных им, в которых великий комик не появляется на экране (даже в гораздо более поздней «Графине из Гонконга» небольшую роль он себе-таки выделил). Чтобы не обманывать ожидания публики, Чаплину даже пришлось предварить фильм особым титром, предупреждающим, что не нужно выискивать его во время просмотра в кадре. Возможно, его отсутствие в кадре как раз и повлияло на то, что фильм провалился в прокате, да и у критиков вызвал прохладные чувства. Зато спустя десятилетия «Парижанку» начали признавать замечательной мелодрамой, одной из лучших, когда-либо снятых.

Чаплин всё же не удержал комедийный свой дар и в «Парижанке»  сделал несколько сатирических уколов образу жизни богачей
Чаплин всё же не удержал комедийный свой дар и в «Парижанке» сделал несколько сатирических уколов образу жизни богачей

Главную героиню сыграла Эдна Пурвианс, которая частенько появлялась в других фильмах Чаплина, как короткометражных («На солнечной стороне»), так и полнометражных («Малыш»). В «Парижанке» она играет деревенскую девушку Мэри, которая живёт со строгим отцом. Суровый родитель не даёт ей даже общаться с женихом, а когда та ослушивается, выставляет из дома. Родители жениха тоже не готовы предоставить Мэри кров, и вот она остаётся одна на железнодорожном вокзале, без денег, без крыши над головой и без всякой поддержки. А вот как ей удалось выкрутиться из этой ситуации и с какими неприятности Мэри ещё столкнулась, рассказывать не стану – смотрите сами, кино того стоит.

Чаплин планировал, что «Парижанка» придаст толчок карьере Эдны Пурвианс, но фильм прославил Адольфа Менжу
Чаплин планировал, что «Парижанка» придаст толчок карьере Эдны Пурвианс, но фильм прославил Адольфа Менжу

«Восход солнца» / Sunrise (1927)

Вместе с военным боевиком про лётчиков «Крылья» эта мелодрама – самый первый фильм, когда-либо получавший «Оскар». Только если «Крыльям» главную награду Американской академии вручили, в основном, за техническую сложность постановки, то «Восход солнца» отметили за высокие художественные качества: за великолепную операторскую работу, за ярко сыгранные роли и за тонкую умную режиссуру немца Фридриха Мурнау, как раз перебравшегося из Германии в Голливуд.

В мелодраме Мурнау  «Восход солнца» рыбак бежит от жены и некомфортного быта в объятия соблазнительной горожанки
В мелодраме Мурнау «Восход солнца» рыбак бежит от жены и некомфортного быта в объятия соблазнительной горожанки

Помимо вышеперечисленных достоинств, «Восход солнца» до сих пор интересно смотреть потому, что у него почти детективный сюжет. Главный герой – рыбак, проживающий вместе с женой и малюткой в покосившейся лачуге. У него есть любовница, городская фифочка. Незнамо, чем привлёк горожанку небогатый деревенщина, но она вознамерилась разрушить семью и забрать чужого мужа в большой город. Для этого она подговаривает мужика утопить надоевшую жену. Героя эта идея поначалу возмущает, но в какой-то день он вдруг приглашает невинную супругу отправиться с ним на водную прогулку… Великое кино с интригующим сценарием и жизнеутверждающим посылом!

Жена пока радуется редкой прогулке с мужем, не подозревая ничего дурного.
Жена пока радуется редкой прогулке с мужем, не подозревая ничего дурного.

«Ящик Пандоры» / Die Büchse der Pandora (1929)

Ещё одна великая мелодрама от немецкого киногения, на сей раз – Георга Вильгельма Пабста. В Голливуд ради её съёмки он не переезжал, зато «выписал» из Америки звезду фильма – длинношеею, озорную, потрясающе обаятельную и привлекательную Луизу Брукс. Для неё роль в «Ящике Пандоры» стала лучшей и самой известной в не очень длинной фильмографии. Девушка, в свою очередь, оказалась главным достоинством фильма. Именно благодаря её женской энергетике и притягательной харизме смотреть это кино до сих пор крайне увлекательно. Хотя, и в «Ящике Пандоры» без детективной составляющей не обошлось.

Откровенность нарядов Луизы Брукс и дерзость поведения её героини в «Ящике Пандоры» приводили зрителей в шок
Откровенность нарядов Луизы Брукс и дерзость поведения её героини в «Ящике Пандоры» приводили зрителей в шок

Двухчасовой фильм Пабста вообще богат на события. Тут есть измены, ревность, взгляд за кулисы дешёвого театра, судебные разбирательства, побеги, мухлёж в карточной игре и даже… Джэк Потрошитель собственной персоной! Луиза Брукс играет содержанку Лулу. Она – легкодоступная для мужчин дамочка и вокруг неё постоянно вьются кавалеры. «На таких женщинах не женятся!», - презрительно заявляет один из самых влиятельных её любовников и уже через 10 минут экранного времени играет с Лулу свадьбу. Вот только счастья этот брак не принесёт ни ей, ни ему, никому из близких родственников обоих.

Героиня Луизы Брукс притягивает не только мужчин, и «Ящик Пандоры» стал первым в истории фильмом, в котором показана женщина, предпочитающая объятия других женщин
Героиня Луизы Брукс притягивает не только мужчин, и «Ящик Пандоры» стал первым в истории фильмом, в котором показана женщина, предпочитающая объятия других женщин