Если вы с предубеждением относитесь к старому, немому ещё кино и принципиально не смотрите его (а особенно - старинные мелодрамы, которые считаются слишком наигранными, наивными, жеманными), то очень зря. В начале 20-го века пионеры нового изобразительного искусства успели наснимать множество шедевров «на все времена». Вот вам, к примеру, 3 фильма, 3 мелодрамы, который – я уверен – смогут изменить ваше отношение к фильмам эпохи Великого Немого.
«Парижанка: драма судьбы» / A Woman of Paris: A Drama of Fate (1923)
Единственный некомедийный полнометражный фильм Чарльза Спенсера Чаплина. И единственный из поставленных им, в которых великий комик не появляется на экране (даже в гораздо более поздней «Графине из Гонконга» небольшую роль он себе-таки выделил). Чтобы не обманывать ожидания публики, Чаплину даже пришлось предварить фильм особым титром, предупреждающим, что не нужно выискивать его во время просмотра в кадре. Возможно, его отсутствие в кадре как раз и повлияло на то, что фильм провалился в прокате, да и у критиков вызвал прохладные чувства. Зато спустя десятилетия «Парижанку» начали признавать замечательной мелодрамой, одной из лучших, когда-либо снятых.
Главную героиню сыграла Эдна Пурвианс, которая частенько появлялась в других фильмах Чаплина, как короткометражных («На солнечной стороне»), так и полнометражных («Малыш»). В «Парижанке» она играет деревенскую девушку Мэри, которая живёт со строгим отцом. Суровый родитель не даёт ей даже общаться с женихом, а когда та ослушивается, выставляет из дома. Родители жениха тоже не готовы предоставить Мэри кров, и вот она остаётся одна на железнодорожном вокзале, без денег, без крыши над головой и без всякой поддержки. А вот как ей удалось выкрутиться из этой ситуации и с какими неприятности Мэри ещё столкнулась, рассказывать не стану – смотрите сами, кино того стоит.
«Восход солнца» / Sunrise (1927)
Вместе с военным боевиком про лётчиков «Крылья» эта мелодрама – самый первый фильм, когда-либо получавший «Оскар». Только если «Крыльям» главную награду Американской академии вручили, в основном, за техническую сложность постановки, то «Восход солнца» отметили за высокие художественные качества: за великолепную операторскую работу, за ярко сыгранные роли и за тонкую умную режиссуру немца Фридриха Мурнау, как раз перебравшегося из Германии в Голливуд.
Помимо вышеперечисленных достоинств, «Восход солнца» до сих пор интересно смотреть потому, что у него почти детективный сюжет. Главный герой – рыбак, проживающий вместе с женой и малюткой в покосившейся лачуге. У него есть любовница, городская фифочка. Незнамо, чем привлёк горожанку небогатый деревенщина, но она вознамерилась разрушить семью и забрать чужого мужа в большой город. Для этого она подговаривает мужика утопить надоевшую жену. Героя эта идея поначалу возмущает, но в какой-то день он вдруг приглашает невинную супругу отправиться с ним на водную прогулку… Великое кино с интригующим сценарием и жизнеутверждающим посылом!
«Ящик Пандоры» / Die Büchse der Pandora (1929)
Ещё одна великая мелодрама от немецкого киногения, на сей раз – Георга Вильгельма Пабста. В Голливуд ради её съёмки он не переезжал, зато «выписал» из Америки звезду фильма – длинношеею, озорную, потрясающе обаятельную и привлекательную Луизу Брукс. Для неё роль в «Ящике Пандоры» стала лучшей и самой известной в не очень длинной фильмографии. Девушка, в свою очередь, оказалась главным достоинством фильма. Именно благодаря её женской энергетике и притягательной харизме смотреть это кино до сих пор крайне увлекательно. Хотя, и в «Ящике Пандоры» без детективной составляющей не обошлось.
Двухчасовой фильм Пабста вообще богат на события. Тут есть измены, ревность, взгляд за кулисы дешёвого театра, судебные разбирательства, побеги, мухлёж в карточной игре и даже… Джэк Потрошитель собственной персоной! Луиза Брукс играет содержанку Лулу. Она – легкодоступная для мужчин дамочка и вокруг неё постоянно вьются кавалеры. «На таких женщинах не женятся!», - презрительно заявляет один из самых влиятельных её любовников и уже через 10 минут экранного времени играет с Лулу свадьбу. Вот только счастья этот брак не принесёт ни ей, ни ему, никому из близких родственников обоих.