Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

StuG III «Гадюка» — самая массовая гусеничная бронемашина Вермахта, истребитель советских танков

В прошлой статье из «Музея Победы» на Поклонной горе в Москве я подробно рассказал вам про немецкий танк Pz.Kpfw.III с двигателем Maybach.

Вот ссылка на статью, если вы вдруг пропустили:

Тогда же я упомянул, что на базе танка делалось достаточно большое количество различной бронетехники. Сегодня речь пойдёт про штурмовое орудие Sturmgeschütz III (или просто StuG III), использующее шасси танка Pz.Kpfw.III в качестве основы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

StuG III — это средняя немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны.

Как у любой другой немецкой техники того времени у StuG III есть очень длинное полное название, которое звучит как Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40.

Считается, что именно StuG III был самой массовой гусеничной бронемашиной Германии во время Второй мировой войны.

Фактически, основным отличием от танка Pz.Kpfw.III была установка фиксированной броненадстройки сверху с более мощной пушкой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К созданию StuG III привёл опыт немцев, полученный во время Первой мировой войны, когда пехоте не хватало огневой мощи для эффективного поражения различных укреплений.

Идея так называемой «штурмовой артиллерии» была описана немецким генералом-фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном в 1935 году. Главной задачей была именно поддержка пехоты.

Были прописаны основные концептуальные условия: машина должна быть полностью бронирована, а её высота не должна превышать рост среднего солдата.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

15 июня 1936 года компания Daimler-Benz AG получила заказ на разработку бронированной машины поддержки пехоты с 7,5-см орудием.

Первые пять прототипов были произведены компанией Alkett в 1937 году на шасси Pz.Kpfw.III Ausf. B.

Изначально их оснастили пушками Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone, но после первых столкновений с СССР пушку заменили на 75-мм пушку Stu.K. 40 L/43, а впоследствии — еще более длинную StuK 40 L/48.

Позже стали дополнительно ставить 7,92-мм пулемёты MG-34 возле командирского люка, за неимением другого места для его установки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Машины серии Sturmgeschütz были дешевле и проще в производстве, чем немецкие танки того времени.

Например, StuG III Ausf G стоил 82 500 марок, а Panzer III Ausf. M обходился уже в 103 163 марок.

В первую очередь такая экономия была связана с отсутствием башни, что значительно упростило производство и позволило установить на шасси более крупное орудие.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Как и в случае с Pz.Kpfw.III, штурмовое орудие StuG III также выпускалось в нескольких вариантах в зависимости от года производства.

После изготовления несколько образцов нулевой серии, в январе 1940 года САУ начали выпускать серийно под обозначением StuG III Ausf. A.

В июле того же года его заменили на StuG III Ausf. B, который отличался более широкими гусеницами и новой коробкой передач ZF SSG 77 Aphon.

Выставленный в музее экземпляр, восстановленный в 38 НИИИ МО РФ, относится как раз к этой модификации. Всего сделали около 300 САУ в варианте Ausf. B.

StuG III во время боя за Лопанский мост в Харькове 25 октября 1941 года
StuG III во время боя за Лопанский мост в Харькове 25 октября 1941 года

В апреле 1941 года стали делать StuG III Ausf. C с упрощенной конструкцией рубки, а в мае перешли на Ausf. D с электрозвонком у правого уха водителя-механика для связи с командиром.

В сентябре того же года появился командирский вариант StuG III Ausf. E с улучшенной аппаратурой связи.

В мае 1942 года начали производить StuG III Ausf. F, ставший первым крупносерийным вариантом САУ, известным также под обозначением StuG 40. Лобовая броня была увеличена с 50 до 80 мм.

StuG III Ausf.B в Латвии во время Балтийской операции
StuG III Ausf.B в Латвии во время Балтийской операции

Самая массовая модификация StuG III Ausf. G появилась в декабре 1942 года. Установлена 75-мм пушка Stuk 40 L/48.

Всего с декабря 1942 по апрель 1945 года произведено порядка 7800 машин.

StuG III получился очень удачным. Низкий силуэт, высокая эффективность орудия и малозаметность на поле боя стали причиной прозвища «Гадюка» — за способность внезапно наносить «жалящие» удары советской бронетехнике.

Колонна StuG III Ausf. G. Июнь 1944 года.
Колонна StuG III Ausf. G. Июнь 1944 года.