Найти в Дзене

Дураку полработы не показывают. «Мертвые души» Гоголя.

Оглавление

Разве возможно хоть слово прибавить к сказанному и написанному об этой поэме? Она исследована вдоль и поперёк: пишутся статьи и целые тома, снимаются передачи. «Мертвые души» — поразительно популярная книга. Без каких-либо оговорок — это наше культурообразующее произведение. И как же так вышло, что большинство исследований на эту тему твердят одно и то же, переливая из пустого в порожнее? Неужели кроме расхожего «образа России» нечего больше обсудить? И по какому праву творческое наследие русского гения присвоили себе сторонники борьбы за все хорошее, против всего плохого? Видать, не все еще сказано о поэме «Мертвые души». Слава Богу, не мне и точку ставить — до конца истории ни одной буква не избежит какого-либо анализа.

И без меня известно, что идея поэмы принадлежит Пушкину. Гоголя с ним объединяли тёплые отношения и настоящая дружба. Переписка двух гениев весьма обширна. Кто-то скажет, что здесь-то и причина всех бед: Гоголь просто не знал, что делать с пушкинским замыслом. Начать начал, а уж продолжить. Тем более закончить... Оставалось только сжечь свои жалкие потуги. Я думаю иначе. Без трогательной опеки Пушкина, литературный талант Гоголя вряд ли бы раскрылся столь ярко. Некоторым подобная синергия может быть знакома: будучи тихим и спокойным человеком, не зазорно иметь нужду в энергичном друге, соратнике и покровителе. Это не паразитизм — экстраверт, в свою очередь, нуждается в нас. Найти тихую гавань дорогого стоит.

Здесь оставлю себе будущему и моему читателю заметку: понять «Мертвые души» без изучения биографии и творчества Пушкина, его дружбы с Гоголем, невозможно. Это важный контекст, который нельзя игнорировать.

Считается, что работа над поэмой началась в 1835 году (тому есть свидетельство из переписки с Пушкиным). Возможно, все началось еще раньше — где-то в 1831 году. Предполагается, что именно тогда состоялась передача замысла от Пушкина к Гоголю. Так или иначе, к 1841 году текст первого тома был готов, а публикация отложилась до 1842 года только лишь из-за цензурных ограничений. Гоголь был вынужден дополнить название и отредактировать «Повесть о капитане Копейкине», сгладив в ней острые углы. Важно отметить, что с 1840 года идёт именно отделка первого тома. Это не мешает Гоголю начать второй том — он уже определился, что поэма будет трехчастной .

Обратим внимание на некоторые детали. Первая из них: основная работа осуществляется в Европе. Гоголь выделяет для себя Италию. Немудрено, что в строении поэмы и в ее поучительном замысле мы видим вдохновлённость «Божественной комедией» Данте. Деталь вторая: первый том был опубликован в 1842 году и этому предшествовали серьёзнейшие испытания. Выше я упомянул цензуру, а распространиться хочу о следующем. «Мертвые души» выходили в самое неудачное для этого время. Десятилетие брожений: революции в Европе, кружки и ложи в России, зреет отмена крепостного права. Гайки закручивались капитально. Гоголь сильно сдал в борьбе за публикацию поэмы. Неудивительно. «Мертвые души», буквально, пропихивали в печать через нужные руки. Восстанавливать надорванный организм Гоголь вновь уезжает в Европу.

***

Не собирался я настолько углубляться в биографические подробности. Однако, обсуждаемый предмет требует. Хочу донести важную, как мне кажется, мысль — если мы так и будем изучать Гоголя и его творческое наследие в отрыве от реальности, вне контекста, то так и будем толочь воду в ступе. Никогда не кончатся разговоры о том, что Михаила Васильевича чуть ли не загипнотизировали в Оптине; что это отец Матфей (духовник писателя) довёл его до самоубийства. Мне ситуация представляется «проще».

Живет себе человек с природной склонностью к интроверсии и ипохондрии. Раз. Он необычайно умён, талантлив, наблюдателен и остроумен. Известного рода перфекционист и трудоголик. В качестве примера, приведу его работу с артистами над постановкой в театре пьесы «Ревизор» и полировку первого тома «Мертвых душ». Два. Человек теряет лучшего друга, соратника и коллегу. Более родственной души ни до, ни после Пушкина Гоголь так и не обретает. Три. Мытарства при публикации «Мертвых душ». Четыре. Всеобщая травля, начавшаяся после выхода в свет «Избранных мест из переписки с друзьями». В ней участвовали и отличились если не все, то очень многие. Пять. Вышеупомянутый трудоголизм, которому сопутствовало перманентное безденежье. Жизнь в долг, как норма существования. Шесть. Проблемы с физическим и ментальным здоровьем. Гоголь хорошо себя чувствует только в дороге. Отсюда постоянные разъезды и путешествия и без того слабого человека. Семь.

Весь этот букет сопутствовал Гоголю не то что последние годы его жизни, а все последнее десятилетие! Разве этого мало? Неужели невозможно представить кумулятивный эффект, создающийся сложением всех вышеперечисленных факторов? Мне кажется, что картина более или менее ясная. Пришло время умирать. Какие тут подробности? Остаются одни лишь мистификации. Один говорит — сумасшествие. Другой его отрицает — мол, ни одного признака депрессии или тревожного расстройства. Тот — церковники виноваты. Этот — окружение. Итого: конкретной причины, вероятно, мы никогда уже не узнаем. Зато можем понять, почему Гоголь сжёг свои рукописи.

***

С этим хоть проще разобраться, чем гадать об истинных причинах смерти. Действительно, скоро двести лет как нам известен общий замысел поэмы. Даже сохранились кое-какие главы. На деле — мусолится одно и то же. «Мертвые души», якобы, всего лишь сатира на социум. Эдакая типологизация российских физиономий и окружающих реалий. Ирония, высмеивание пороков общества, гиперболизация, критика… Неудивительно, что автор предпочёл сжечь рукописи! От такой глупости в петлю полезешь!

Я в корне отрицаю какую-либо оценку «Мертвых душ» в отрыве от замысла и сохранившихся глав. Это неправильно и приводит к выводам, у которых далеко идущие последствия. Через эту мутную призму искажается не только смерть автора, но и вся его жизнь. Все творчество. Смотря сквозь неё, вдруг оказывается, что Гоголь это такой оппозиционер. Чуть ли не критик монархии, режима, крепостного права. Бытописатель, вскрывающий пороки российского общества.

Насколько это согласуется с замыслом Гоголя? Об этом ли писал? Хотел ли он всего лишь выкристаллизовать определенные российские типы? Безусловно, Коробочка, Собакевич, Манилов, Плюшкин и прочие — персонажи яркие и незабываемые. Каждый представляет собой детально определенный человеческий тип. Однако, это ни в коем случае не маски, за которыми скрываются пороки или адские круги. Это не тщательно замаскированные персонажи «Одиссеи». Да, оно натягивается. Но суть поэмы в другом!

Вот, Чичиков. Это не еще один тип, наряду с Коробочкой, Собакевичем и прочими, а отдельное действующее лицо. Главный герой. Тем ценнее и показательней его разбор. Если вы до сих пор были со мной согласны, то вас не удивит мое утверждение о том, что Чичиков не являет собой нечто, существующее исключительно на российской земле. Гоголь выводит наднациональные персоналии. Они русские и в России только потому, что их автор одной с ними крови и плоти. Сквозь национальный колорит мы видим общечеловеческое. Чичиковы живут повсюду. В России, в Америке, в Европе. И Коробочки там есть. И Собакевичи. Гоголь, как подлинный классик, пишет именно об этом. Он один из тех, чьё творчество наднационально и не вписывается ни в какие границы. Это общечеловеческое наследие и общечеловеческая культура. Все описанные Гоголем физиономии мы можем встретить, так или иначе, в любой литературе. Найдем полные соответствия в бытописании любой страны. Что уж там, мы найдём их вокруг себя, кем бы мы ни были и где бы мы ни жили.

Поэтому, если оценивать исключительно первый том, как финальный вариант поэмы, то легко прельститься некой аурой, что называется, духом Гоголя. Нет ничего проще, чем проецировать острую сатиру и иронию «Ревизора» на «Мертвые души». В таких очках не мудрено разглядеть в Михаиле Васильевиче величайшего критика русского общества и его пороков. Мы на протяжении столетий их наблюдаем. Тех, кто заблуждается в природе его юмора. Они и гоголевскую ироничность извратили в повеление хаять всех и вся.

Эта книга — лакмусовая бумажка для оценки качества человека. Одному — разрешительная грамота на срывание покровов и бурление критикой. Мол, сам Гоголь разрешил. Для другого — удивительной красоты текст, который несёт в себе светлую идею о возможности преображения для всякого человека. Если уж «олицетворения пороков» не до конца прогнили…

Оповещения о новых материалах
Telegram / Instagram / Дзен
Слушать аудиоверсию — Яндекс.Музыка / Вконтакте / Youtube / Castbox / Soundcloud
Поддержать автора и проект

Не забудьте рекомендовать сообщество! Это огромная поддержка. Так же вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества.

При написании статьи были использованы статьи из Википедии (Гоголь«Мертвые души»ПушкинКонстантиновский Матфей Александрович), биография из серии ЖЗЛ «Гоголь» Н.Л. Степанова и «Н.В. Гоголь. Собрания сочинений в 2-х томах» издательства «Художественная литература» 1975 год.

P.S. «Гоголь» Н.Л. Степанов.

Досталась мне тут книга из серии ЖЗЛ, изданная ещё в СССР. Это 1961 год. Я как раз читал «Мертвые души» и подумал, что лучшей компании к этому чтению не найти. Любая биография способна дополнить творчество любого автора.

И действительно. Многое о Гоголе было мне неизвестно. Его жизнь в глубинке, влияние матери, дружба с Пушкиным. Николай Васильевич открылся для меня с неизвестной ранее стороны. Однако, все эти открытия на самом деле оказались расхожими сведениями. Даты, места, окружение. Все. Ничего сверх этого данная биография предоставить не в состоянии. Объясню почему.

Все просто — биография написана в в советское время. Поэтому никакой глубины ждать не стоит. О христианстве мельком и только в контексте «сумасшествия под конец жизни». Аналогично о паломничестве Гоголя в Оптину и о его трудах, в которых он рассуждал о православном богослужении. Целый пласт жизни Николая Васильевича аккуратно обошли стороной. И, вот, перед нами заурядный классик: представитель малой народности, под конец жизни сошедший с ума на почве увлечения православием. Все чем ценен Гоголь и его творчество смяли в отвратительную форму «критики социальной несправедливости».

И ещё. Биография написана, словно художественное произведение. Автор «воспроизводит» диалоги и втискивает жизнь в узкие рамки сценария/повествования. Вставляются какие-то сценки, ситуации и даже «озвучиваются» мысли Гоголя! Нонсенс.

Книга — материал для коллекционеров серии ЖЗЛ. И только.