В социально-психологическом и философском романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» значимое место уделяется теории «наполеонизма», которая витала в воздухе конца XIX века. Впоследствии именно она ляжет в основу фашизма.
Суть теории избранности заключается в том, что есть «право имеющие» и "твари дрожащие". Первые развивают общество, творят историю. Для поддержания прогресса им дозволено убить человека, если они посчитают, что тот тянет общество на дно или приносит вред. А другая, преобладающая часть людей – «твари дрожащие», безвольная и бездушная масса, которая обязана повиноваться воле избранных людей.
Достоевский с помощью Раскольникова отвечает на вопрос: состоятельна ли такая теория. Родион, спрашивая у себя, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», убивает старушку. Однако из-за последующих душевных мук, он приходит к осознанию, что убил то он не старуху, он себя убил. Соответственно, из-за терзания совести Раскольников вначале считает себя «тварью дрожащей», и лишь на каторге, после сновидения о постапокалипсическом мире, начинает на подсознательном уровне осознавать ошибочность теории «наполеонизма».
Внутренний конфликт Раскольникова также подтверждает неправильность этой теории. В сне о лошади, произошедшим ещё до преступления, Раскольников вступает в противоречие с самим собой. С одной стороны, он всем сердцем переживает смерть невинного животного, наивно, искренне и по-детски возмущается жестокости людей. С другой – сам готовится лишить жизни человека. Более того, внутренний конфликт подтверждает и говорящая фамилия Раскольникова. Раскол у того происходит именно в душе.
Теория, описанная Ф. М. Достоевским, гуляла в то время в Европе. Написав «Преступление и наказание», автор указал на ошибочность такой теории. Единственным, на его взгляд, путём к осознанию этого была вера в Бога.
Читайте также:
#литература #сочинение #егэ по литературе #философская лирика #книги #егэ #достоевский #преступление и наказание #проза