Как-то раз в проклятые девяностые кто-то привел в мастерскую жены пару туристов из Египта посмотреть работы. Они посмотрели и что-то даже купили. Тогда с вывозом живописи из РФ все было очень даже просто. Требовалось просто написать на обороте холста, что это подарок такому-то Хоттабычу из Египта. И все. Мы написали. И даже по случаю продажи, а цена картины по тем временам была аж целых сто долларов, купили бутылку коньяка, но обнародовать и открыть ее не успели.
Выяснилось, что египтяне здесь проведут несколько дней. Они тоскуют и не знают, чем заняться, потому что на священном Мамаевом кургане, политом потом и кровью отцов и дедов, они уже были. Короче, требовалось придумать культурную программу. Ничего не поделаешь. Положение обязывает. Сто долларов все-таки. Трудное, надо признать, положение, потому что никакой культуры в славном г. на Волге как отродясь не бывало, так и доселе нету. Тут я некстати вспомнил, что аккурат вот прямо сейчас в театре НЭТ (Новом Экспериментальном), сотворенном залетным режиссером на руинах Волгоградского драмтеатра, проводится некий международный театральный фестиваль.
Надо сказать, что с момента появления этого самого Нового и Экспериментального я отнесся к нему подозрительно и, возможно, предвзято. Просто, проходя мимо помпезного здания бывшего театра драмы, прочитал по диагонали афишу спектакля вновь испеченного театра НЭТ, где, кроме названия пьесы, ее автора и фамилии режиссера, обнаружилась и такая сразу обо всем говорящая скрижаль: "Костюмы актеров пошиты из тканей, закупленных за рубежом на твердую валюту". Прочел, подумал и решил:: сообщаемое выходит за рамки понимания моего полудетского клипового сознания, и смотреть спектакли Нового Валютного театра я не хочу.
Но египтяне все же... Гостеприимство. Политкорректность. Культурная программа. Привели мы подопытных египтян в театр НЭТ как раз к началу спектакля по пьесе Эрдмана "Самоубийца". Вроде все чинно-благородно, запрещенная разрешенка, или наоборот, но есть нюанс. Фестиваль-то заявлен как международный!
Итак: "Самоубийца", начало. Пустая сцена. В центре в синем свете стоит ажурная вышка до потолка. По ней вверх ползет человек. И говорит текст Эрдмана. По-русски говорит. Потом ползет еще метра полтора, как тот Дикаприо, который был хороший артист, пока не пополз. За это время его реплику не спеша переводят на английский. Потом неторопливо на немецкий. И на французский, тоже без особой спешки. А актер все ползет. И так полчаса длится первая реплика.
Мы с женой переглянулись. Пока он доползет, куда собирался, можно от старости помереть. Что мы забыли на этом фестивале несинхронного перевода? Нас же в мастерской ждет-не дождется коньяк, купленный для братских египтян! И позорно дезертировали с театра международных тетральных действий, бросив гостей на съедение Эрдману в мультилингвальном спектакле "Самоубийца".