Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Пугающая экранизация «Аленького цветочка» с Абдуловым в роли Чудовища

На днях я писала об очень странной и восхитительной экранизации пушкинской «Сказки Мёртвой царевне и Семи богатырях». Почему странная? Это практически немое кино с закадровым голосом Иннокентия Смоктуновского, при том, что оно - для детей и снятое в конце 1970-х, когда Silent film era уже даааавно закончилась. Но - чистое эстетство и волшебные жемчуга. Опять же Ирина Алфёрова, не произнесшая в кадре ни слова – но ей и не надо говорить, ибо Алфёрова - богиня. Сегодня разговор пойдёт о не менее шикарном проекте, в котором снялся уже её красивый муж - Александр Абдулов и он тоже ничего там не сказал. Но обо всём по порядку! Кинокартину «Аленький цветочек» (1977) стоит посмотреть хотя бы потому, что там снялись Алла Демидова и Лев Дуров (помимо вышеназванного Абдулова). Сюжет, в принципе, сохранён, однако, его действие из допетровской Руси перенесено в Российскую Империю XVIII века. Получился, скорее, лёгонький мистический триллер, чем детская сказка для утренних сеансов. Там показан куп

На днях я писала об очень странной и восхитительной экранизации пушкинской «Сказки Мёртвой царевне и Семи богатырях». Почему странная? Это практически немое кино с закадровым голосом Иннокентия Смоктуновского, при том, что оно - для детей и снятое в конце 1970-х, когда Silent film era уже даааавно закончилась. Но - чистое эстетство и волшебные жемчуга. Опять же Ирина Алфёрова, не произнесшая в кадре ни слова – но ей и не надо говорить, ибо Алфёрова - богиня.

Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.
Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.

Сегодня разговор пойдёт о не менее шикарном проекте, в котором снялся уже её красивый муж - Александр Абдулов и он тоже ничего там не сказал. Но обо всём по порядку! Кинокартину «Аленький цветочек» (1977) стоит посмотреть хотя бы потому, что там снялись Алла Демидова и Лев Дуров (помимо вышеназванного Абдулова). Сюжет, в принципе, сохранён, однако, его действие из допетровской Руси перенесено в Российскую Империю XVIII века.

Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.
Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.

Получился, скорее, лёгонький мистический триллер, чем детская сказка для утренних сеансов. Там показан купеческий быт …1770-1780-х годов и - купеческое облачение (впрочем, оно менялось довольно медленно). Лев Дуров - в роли того самого купца, что обещал привезти аленький цветочек. Пути-дороги приводят его в загадочное имение, где живёт хозяйка – элегантная дама с напудренной куафюрой и прочими атрибутами «галантного столетия».

Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru/
Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru/

Её играет Алла Демидова, пару лет спустя носившая примерно такие же уборы в телефильме «Стакан воды» (1979). И что самое удивительное – в «Стакане воды» костюмы и антураж менее достоверные, чем в «Аленьком цветочке», хотя и там, и здесь хватает театральной условности. В этом поместье никого нет, кроме старого слуги, намекающего, что именно хозяйка заколдовала принца-чудовище. Тут всё на полутонах и нюансах. Госпожа в фижмах – ведьма.

Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru
Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru

Она то выходит из своего же портрета с ровно такой же причёской, то – меняет «масть», становясь жгучей брюнеткой. Намёк на Пиковую Даму и её приключения в Версале? К слову, та же Демидова читала текст «Пиковой дамы» в изысканной постановке 1982 года, снятой Игорем Масленниковым (который весь «Шерлок Холмс»). Понимаю, что совпадения, но какие роскошные! И вот купеческая дочь соглашается жить в этом полузаброшенном чертоге, где по словам старика-дворецкого, когда-то гремели балы и маскарады.

Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.
Кадры из фильма «Аленький цветочек» (1977). Скриншоты.

Отдельная тема – дворец. Для позднесоветского кино, где визуальная составляющая не являлась особо важной, это - безумная феерия. Уровень «Контракта рисовальщика» (1982) Питера Гринуэя, снятого позже или кубриковского «Барри Линдона» (1975), высмеянного Жаном Бодрийяром в «Симулякрах и симуляциях», как знамя постмодернизма. Ага. Вот этот «Аленький цветочек» - это постмодерн, который в СССР был только для самых маленьких, ибо допускался в область детско-юношеского кино, но и только.

А ещё этот фильм напоминает загадочно-пугающую картину «Свадьба в Торопце», написанную в примерно в 1780-х годах (на мужчине в парике – редингот 1780-х). Автор неизвестен. Смысл – тоже. Одни пишут, что это купеческая свадьба, другие – что это визит помещика на свадьбу крепостных, причём его холопы – разбогатевшие, что бывало. Такие потом выкупали себя из неволи. Но дело в другом – эта картина реально жутковатая, если видеть её в реале .

Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru
Фото со съёмок фильма. Источник - http://www.fotodom.ru

Она экспонируется в Историческом музее, в разделе купеческого быта, так что историки держатся первой версии. От холста веет каким-то язычеством и колдовским. хтоническим духом. Тем не менее, перед нами век Просвещения, екатерининская эпоха. Вот всё то же в киносказке «Аленький цветочек». Да, я, кажется, позабыла про Александра нашего Абдулова – он и есть заколдованный Принц. Появляется в финале. Чудо, как хорош. А хозяйка имения куда-то уплывает. Вот, правда, зонтик у неё примерно 1910-х годов по стилю, но это мелочи.

  • Отрывки взяты из видеоблога автора текста, копирайт киностудии им. М. Горького.

Режиссёр этого действа – Ирина Поволоцкая, она потрясающая личность, сценаристка и много_ещё_кто. У неё крохотная фильмография, зато есть ещё один изумляющий шедевр – фантастика «Таинственная стена» (1967), где в тайге обнаруживается некая Стена, вызывающая видения прошлого, и вообще там играет Андрей Миронов. Но об этом – в другой раз. А вот про цветочек можно смотреть и в зрелом возрасте - даже лучше именно в зрелом.

Zina Korzina (c)