Найти в Дзене

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Рекомендации молодым педагогам ДОУ Дискуссия для молодых педагогов

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Рекомендации молодым педагогам ДОУ Дискуссия для молодых педагогов на тему: «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из неё» В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: 1. Недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь, или чему- нибудь). 2. Разногласие (отсутствие согласия из- за несходства во мнениях, взглядах). 3. Противодействие (действие, препятствующее другому действию). 4. Противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, или чего-нибудь). 5. Разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, или кем -нибудь). Основные причины конфликтов между педагогом и детьми: · негативная оценка личности ребёнка, а не конкретного поступка; · негативная оценка поступка детей без разбора его мотивов, учёта личных особенностей; · неумение педагога прогнозировать поведение детей на занятии; · характер отношений, сложившихся между педагогом и отдельными детьми (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних); · личностные качест

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Рекомендации молодым педагогам ДОУ

Дискуссия для молодых педагогов

на тему:

«Трудная ситуация на занятие и ваш выход из неё»

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

1. Недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь, или чему- нибудь).

2. Разногласие (отсутствие согласия из- за несходства во мнениях, взглядах).

3. Противодействие (действие, препятствующее другому действию).

4. Противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, или чего-нибудь).

5. Разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, или кем -нибудь).

Основные причины конфликтов между педагогом и детьми:

· негативная оценка личности ребёнка, а не конкретного поступка;

· негативная оценка поступка детей без разбора его мотивов, учёта личных особенностей;

· неумение педагога прогнозировать поведение детей на занятии;

· характер отношений, сложившихся между педагогом и отдельными детьми (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);

· личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Правила воздействия на личность дошкольника в конфликтной ситуации:

1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию»

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос.

2. «Задержка реакции»

Не следует сразу же вступать в полемику с воспитанником, особенно если

его действия не представляют угрозы для окружающих. Стоит сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

3. «Перевод реакции»

Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение педагогом повседневных действий на занятии (обращение к группе с приветствием, взгляд в окно) несмотря на «чрезвычайную обстановку». В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.

4. «Рационализация ситуации»

Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу

воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние на группу резко уменьшается, зато авторитет и влияние педагога возрастает. Способность педагога применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.

Главная задача педагога, над которым нависла угроза конфликтной ситуации – подавление собственного недовольства, гнева и раздражения. Для этого нужно обратиться к себе с простым вопросом:

1. Почему я испытываю такие неприятные чувства?

2. К чему это может меня привести?

3. Нужно ли мне это?

Такое мысленное рассуждение благотворно действует на нервную систему и способствует, если не успокоению, то снижению накала эмоций, которые в этот момент получают выход.

Для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

1. Раскрыть её причины.

2. Не допустить перехода в длительный конфликт.

3. Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны.

4. Найти пути предупреждения или погашения конфликта.

5. Поддержать даже «плохих» воспитанников.

Ситуация 1

Воспитатель начинает занятие, но в группе шум и оживление, никто его не слушает, не обращает внимание. Как начать занятие?

Ситуация 2

Воспитанник (воспитатель знает кто) начинает скрипеть столом (стулом), стучать, выдавать какие-то звуки и т.д. Воспитатель делает ему устное замечание. Воспитанник возмущается, говорит, что это не он и через некоторое время начинает делать то же самое. Как поступить воспитателю?

Ситуация 3

Вы приступили к проведению занятия, все воспитанники успокоились, настала тишина, и вдруг в группе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на воспитанника, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?

Ситуация 4

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, воспитанник заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция?