Для чего придумано награждение персонала, приуроченное к профессиональному празднику? Для того чтобы поощрить проявивших себя специалистов и поставить их в пример остальным работникам. Продемонстрировать всему персоналу, что его усилия не останутся незамеченными и будут справедливо оценены. Смысл награждения в донесении до подчинённых мысли, что награда обязательно найдёт героя, что руководство видит и знает работников, которые развиваются и стремятся улучшить результаты деятельности организации, болеют за производство и т.п. Ведь это не просто обычное «спасибо» (хотя «спасибо» от руководства - это совсем необычно) а присуждаемое раз в год ограниченному количеству людей почётное звание, благодарность с занесением в трудовую книжку и пусть мизерное, но денежное вознаграждение. Соответственно, чтобы мотивировать персонал, до всех сотрудников должны быть доведены достижения, за которые награждаются конкретные люди, чтобы остальные понимали, что необходимо сделать и в каком направлении двигаться чтобы тебя заметили, выдвинули, оценили. Вроде бы всё логично и понятно, но…
Реализация процесса награждения на Фабрике не достигает поставленной цели. О том, кого будут награждать знает только руководитель подразделения и узкий круг приближённых. В число награждаемых попадают не те, кто сделал что-то полезное для предприятия, а те, кто угодил начальству, кто имеет к нему доступ и докладывает о настроениях в подразделении, громче всех смеется над шутками начальника, собутыльники и т.п. «специалисты». После того, как начальник наградил себя, представителей свиты, лояльных и удобных ему работников, то иногда награда присуждается и заслуженно. Иногда. Также, в число кандидатов попадают в порядке очереди, т.к. есть план по количеству награждаемых в зависимости от численности подразделения. Данный подход является подавляющим на нашей Фабрике и ладно, когда он применяется в случае если действительно ничего выдающегося или никого проявившего себя из общего числа работников нет, а все приблизительно одинаковые и особых заслуг не имеют. Сосем другое дело, когда есть те, кто достоин быть награждённым, но они в число награждаемых не попадают. В таком случае награждения приводят к противоположному от планируемого результату. Хотя о каком планируемом результате может идти речь если все эти награждения низведены до формальности и давно дискредитировали себя? Поэтому нет ничего удивительного в том, что всё что связано с награждением выглядит как секретная спецоперация и о свершившемся факте награждения персонал узнаёт в курилке от приближенных к начальнику лиц, либо из заметки в газете предприятия.
Работники достойные награждения, но его не получающие, перегорают и становятся такими как все, либо уходят на другое место работы. Остальные сотрудники, видя и понимая кто и за что награждается и выдвигается, у которых было какое-то рвение и азарт к работе свой потенциал не раскрывают и тоже остаются как все. Наступает момент, когда от недооценённого сотрудника способного решать трудные задачи, начальник при попытке поручить ответственную работу слышит: «А я не умею, у нас есть крупный специалист, доказавший свой высокий уровень профессионализма, которого ты наградил, вот ему и поручай». А если и не скажет такого, то точно подумает и делать всё будет спустя рукава. Все эти элементарные вещи абсолютно не интересны начальникам, целью которых является удержание своей пятой точки в занимаемом кресле, ведь для них главное стабильность, но тем, кто заинтересован в развитии предприятия и себя как настоящего или будущего руководителя, необходимо учитывать эти факторы. Работника нужно поощрять, благодарить и награждать в присутствии всего коллектива, а ругать и отчитывать наедине.