Найти тему

Учетель и ученик не смогли решить задачу Чехова из рассказа "Репетитор" при помощи арифметики

Недавно у меня был пост с задачкой из рассказа "Репетитор" Антона Павловича Чехова. Гимназист Егор Зиберов в этом рассказе обучал разным наукам двенадцатилетнего мальчишку Петю Удодова. И задал ему в том числе вот такую задачку.

Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее полотно стоило 5 рублей за аршин, а чёрное 3 рубля?

Решить задачу с помощью системы уравнений в приницпе несложно, но вот в чем проблема — герой рассказа Чехова ничего о них не знал и ему нужно было решить задачу при помощи счётов. При помощи одной лишь арифметики, короче говоря. Методами начальной школы.

К слову, рассказ "Репетитор" Чеховым был написан и опубликован в журнале "Осколки" в 1884 году. Пишите в комментах, пытались решить эту задачу, когда читали (и читали ли?) рассказ?

Не судите строго, иллюстрация моя. Надеюсь, Антон павлович Чехов не перевернулся от такого портрета.
Не судите строго, иллюстрация моя. Надеюсь, Антон павлович Чехов не перевернулся от такого портрета.

Слабо? Учитель и ученик старших классов не справились. А почему? Скорее всего, даже не потому, что не смогли, а потому что если ты молоток, то видишь только гвозди. Так и тут: когда умеешь составлять системы уравнений и решать их, пытаешься все решить через них.

При помощи системы уравнений задача решается в два счета, как на картинке ниже.

-2

Теперь мы знаем правильный ответ на задачу: купец купил 75 аршин чёрного сукна и 63 — синего. Но как же, чёрт возьми, решить задачу арифметическими методами, без иксов, игреков и систем уравнений?

Решение

Вот так решили бы задачу третьеклассники.

Предположим, что купец купил все 148 аршин сукна по 5 рублей. Тогда он бы потратил 138•5=690 рублей. Но он потратил всего 540 рублей, то есть на 690-540=150 рублей меньше. Эти деньги он сберег за счет покупки более дешевого чёрного сукна. Разница в цене между синим и черным сукном составляет 5-3=2 рубля с каждого аршина.

Стало быть, чтобы сэкономить 150 рублей, он должен был купить 150:2=75 аршин чёрного сукна. А всё остальное сукно 138-75=63 — синее.

Это тоже моя иллюстрация. Нормально получилось?
Это тоже моя иллюстрация. Нормально получилось?

Как видите, никаких переменных и систем. Все эти вычисления под силу третьекласснику и всё можно посчитать на счетах.

Как вам задачка? Смогли решить не через систему? Если понравилась задача, ставьте лайк и вот ещё несколько интересных простых задач: