Найти в Дзене

Периодическая система и «национальный вопрос»

Заинтересовавшись этой идеей, я стал собирать всё, что относилось к истории открытия элементов, и постепенно у меня накопился материал, освещающий Периодическую систему с неожиданных сторон.

Прежде всего, я решил оценить, кто из учёных внёс наибольший вклад в открытие элементов. Оказалось, что внаследство от древних химия получила всего девять элементов: золото, серебро, медь, железо, ртуть, олово, свинец, серу и углерод. До начала ХVIII века к этому списку было добавлено всего шесть новых про­стейших химических тел: цинк, сурьма, мышьяк, платина, висмут и фосфор.На протяжении следующих 168 лет удалось открыть ещё 48 элементов, так что к моменту создания Периодической системы об­щее число известных науке элементов составило 63.

Наибольшую часть этой работы выполнили учёные Англии: на их дoлю пришлось 17 элементов; на втором месте были учёные Швеции — 14 элементов; затем шла Германия — 9 элементов, и Франция — 4 элемента. Именно на этот период пришлась деятельность непревзойдённого первооткрывателя элементов англичанина Г. Деви (8 элементов), за ним шёл швед Берцелиус (5 элементов). (3),(4)

За 36 лет, прошедших со дня открытия Периодического закона до смерти Менделеева в 1907 году, было открыто 23 новых элемента. В его время наибольшую активность развили французские химики, у которых на счету 11 открытых элементов, на втором месте — англичане (6 элементов), на третьем — шведы (3 элемента). Наиболее продуктивными в этот период оказались англичанин У. Рамзай (5),открывший 6 инертных газов, и француз Лекок де Буабодран — 4 элемента.

В 1987 году через 80 лет после смерти Менделеева число элементов в Периодической системе достигло 11О, причём в этот период приходилось не столько открывать существующие в природе элементы, сколько создавать их заново. Наиболее продуктивным создателем таких элементов стал американский физик шведского происхождения Г. Сиборг — участник синтеза 8 трансурановых элементов. (6)

Если рассматривать Периодическую систему в том виде, в каком она существует сейчас, то первое место по числу открытых элементов по-прежнему удерживают англичане, на счету которых 22 открытых элемента. Вклад английских химиков носит, если так можно выразиться, «газометаллический» характер. Именно они открыли такие важные для химии газы, как кислород, водород, азот, все инертные газы, а также почти все щелочные и щёлочно-земельные металлы, полученные Деви с помощью электролиза.

На втором месте — химики Швеции, подарившие миру 17 элементов, как бы символизирующих традиционно высокий уровень металлургии этой страны: ванадий, кобальт, никель, молибден... На третьем французы — 15 элементов. Если холодная сдержанность английского национального характера проявилась в открытии инертных газов, то пылкости, взрывчатости французов вполне соответствует характер их химических открытий: именно они открыли почти все галогены — фтор, бром, йод, отличающиеся высочайшей химической активностью.

Если от «холодных» англичан трудно было ожидать открытия необычайно активных щелочных металлов, самовозгорающихся в воздухе, то от ветреных, неусидчивых французов трудно было ожидать большого вклада в открытие редкоземельных элементов. Близкие по химическим и физическим свойствам эти металлы требуют для выделения из природных соединений кропотливого, тщательного, усидчивого труда, свойственного, казалось бы, немцам. Но нет: ни один редкоземельный металл не был открыт немецким химиком. Из 15 этих элементов «неусидчивые» французы открыли 6, а шведы — 5. Три редкоземельных металла открыл один австриец — Ауэр фон Вельсбах.

Элементы, открытые немецкими химиками, не выстраиваются ни в какую логическую цепочку. Они разрозненны, но их объединяет удивительная особенность: каждый из открытых немцами элементов положил со временем начало целой отрасли промышленности: алюминий, титан, германий, уран...

Русские химики мало занимались открытием новых элементов. Только один русский химик, да и то немецкого происхождения К. Клаус открыл в 1844 году элемент, названный в честь России рутением. Но свойственные русскому характеру интуитивность и смелость в прогнозах ярчайшим образом проявились в творчестве самого Менделеева, предсказавшего на основе Периодической системы 13 (!) новых элементов. Из этих 13 подтвердились 8. Хрестоматийно известный эка-алюминий — галлий (1875), эка-бор — скандий(1879) и эка-кремний — германий(1886). Но мало кто знает о других предсказаниях Менделеева.

Прежде всего в процессе работы над системой он доказал, что предсказанный им дви-алюминий — это незадолго до этого открытый индий,первооткрыватели которого неправильно измерили его атомный вес и другие характеристики. Другой предсказанный Менделеевым элемент — дви-марганец — был открыт в 1926 году и назван рением. Дви-теллуром оказался полоний(1898), эка-марганцем — технеций (1937). Последним из менделеевских предсказаний стал эка-иод — астат, обнаруженный в продуктах бомбардировки висмута быстрыми частицами лишь в 1940 году, почти через 70 лет после предсказания.

Сегодня венчают Периодическую систему элементы 114 и 116, синтезированные в 2000 и 2004 годах в Дубне в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне. Российская сторона предлагает назвать их флёровийи москвийв честь академика Г. Флёрова и Московской области. Американцы же неизвестно с какой стати навязывают для «наших» элементов «свои» названия в честь Леонардо-да-Винчи и Галилео Галилея! (7)

Великие заслуги Менделеева перед химией нашли своё отражение в том, что в 101-й клетке таблицы вписан элемент, названный в честь Дмитрия Ивановича менделеевием. Но, оказывается, это название он носит по чистой случайности. Ведь дед Дмитрия Ивановича носил фамилию Соколов. Но, будучи священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, он отдал четверых своих сыновей в духовное училище, где выпускникам нередко давались новые церковные фамилии. Из четырёх братьев Соколовых фамилию отца сохранил только Тимофей. Василий же стал Покровским, Александр — Тихомандрицким, а Иван — отец учёного — Менделеевым. Так что сохрани Иван Павлович фамилию отца — и мы сегодня называли бы Периодическую систему элементов не менделеевской, а соколовской, а элемент менделеевийпришлось бы именовать соколовием!