В предыдущей публикации о "Юпитере" я упоминал, что Председатель Пожаров, считал "крышей" своего кооператива самого Михаила Ивановича Калинина, "всероссийского старосту", как прозвал его когда-то в шутку Троцкий.
Как же Пожаров с ним познакомился?
Все началось с Маркса, о котором токарь Калинин узнал от одного сознательного слесаря на Путиловском заводе. Увлечение химерами Маркса и лекторские наклонности молодого человека заставили его свернуть на кривую дорожку. Начались тюрьмы и ссылки, чередуемые съездами РСДРП.
Зимой 1916 года Калинина арестовали, на минуточку, в 14-й раз! Арест оказался последним, Калинин бежал и стал нелегалом. "...Устроившись в небольшую мастерскую возле Финляндского вокзала, продолжал партийную работу в Петрограде" (Википедия). В этой мастерской он и познакомился с будущим основателем и Председателем кооператива "Юпитер" Федором Арсеньевичем Пожаровым.
В 1924 году Калинин приехал в Ленинград на завод "Большевик". Тогда-то его и взял в оборот ушлый Пожаров.
Заявление и анкета прилагаются.
В 1930 году Калинин вновь появился в Ленинграде. Тогда-то и было сделано это фото "на память" с коллективом фабрики бритв "Юпитера" во дворе дома № 5 по 7-й Советской улице.
Во время визита на фабрику Калинину точно должны были подарить такую бритву. Куда он ее дел?
P.S. Устроившись по поддельному паспорту в Первую артель слесарей-механиков, Калинин снял комнату на одной из дач в районе Удельная - Озерки.
"...Калинин активно участвовал в подготовке и проведении Октябрьской революции. В октябре 1917 года несколько совещаний по подготовке вооружённого восстания были проведены В. И. Лениным в квартире Калинина на Выборгской стороне" (Википедия).
От дач давно ничего не осталось, но тот домик до сих пор стоит, он под охраной памятной доски.
К чему это я? Живу по соседству. Когда хожу на почту обязательно присаживаюсь на скамью возле этого домика, закуриваю и размышляю. Отсюда до улицы Комсомола (там размещалась приютившая Калинина артель в 1916 году) километров десять. Трамваи и маршрутки тогда здесь не ходили. Как он добирался до работы? На поезде с Удельной до Финляндского? На паровозной тяге туда и обратно - дорого, электричек же не было. Видимо, на велосипеде.