Найти тему
Люблю Псков

Загадки древних псковских грамот

Оглавление

Эти документы были написаны 500-600 лет назад

Грамоты писали не на бумаге, а на пергамене – специально обработанной коже молодого телёнка. Поэтому они не белые, а желтоватые, упругие; хранятся гораздо дольше, чем обычная бумага.

Для печатей древние псковичи применяли не сургуч, который легко крошится, а свинец. Такие документы могли жить веками. И в то же время старинных псковских грамот до обидного мало. Сейчас их насчитывается каких-нибудь четыре десятка. Большинство документов дошло до нас не в подлинниках, а в копиях, составленных гораздо позднее, в XVII веке.

Один из немногих подлинных документов XV века

– духовное завещание псковской боярыни Акилины – сохранился до наших дней. Духовная недавно была обнаружена среди псковских актов XVII века, которые хранятся в Центральном государственном архиве древних актов. Написал её в начале XV века какой-нибудь псковский дьячок или священник под диктовку знатной псковитянки.

Акилина чувствовала свою близкую смерть и спешила распределить между наследниками принадлежавшее ей богатство.

Кусочек пергамена

размером 14 на 20 сантиметров исписан такими мелкими буквами, что их едва можно прочитать через увеличительное стекло. Полей совсем нет. Строки начинаются у самого края листка. Ведь пергамент был дорог, и даже жене псковского наместника приходилось его экономить.

Грамоту почистили реставраторы, отсняли её на сложных современных приборах с инфракрасными лучами. И вот вполне пригодная для чтения фотокопия уже лежит теперь перед исследователем. Но он сразу же сталкивается с большими трудностями. Ведь псковичи, которые жили на берегах реки Великой пять-шесть веков тому назад,

говорили совсем не так, как теперь.

В XIV веке никто не сказал бы «Никон купил землю», а сказали бы: «Се купиша Никоне два места земли». Не стали бы говорить: «Иван, Никита и Василий договорились между собой о разделе участка земли», а сказали бы: «Се учинухом собе ис пословичь Иване с Никитою и с Василям». Это, однако, далеко не все трудности. Не требуется большого напряжения мысли, чтобы догадаться, что «се купиша» – значит «купил», а «се дасе» – значит «дал», «подарил».

-2

Настоящие трудности начинаются тогда, когда приходится объяснять слова, которые уже умерли.

Вот одна из самых древних и очень интересных псковских грамот

– купчая литовского князя Скиргайло 70-80-х годов XIV века. Оказывается, псковичи зачем-то продали литовцу участок земли близ самого города, в междуречье Великой и Мирожи.

В грамоте описаны границы этого небольшого участка. Они шли по реке Мироже «в слопину, а от слопине в камень, что в слопине, а от каменя в Великую реку …» Стоп! Что такое «слопина»? Географический пункт или нарицательное название, обозначающее какое-то место: яму, канаву, в которой оказался большой камень? Неясно. Слово «слопина» не удалось найти в словарях, картотеках или географических указателях. Оно осталось загадкой. Неясной осталась и та часть грамоты, в которой оно употребляется.

С такими же затруднениями

сталкивается исследователь при анализе другой, не менее интересной грамоты. В первой половине XV века группа псковичей, какие-то Кузьма, Аксентий, Карп, Иван, по прозвищу Пучок, и княжий зять Яким делили землю.

Кстати, этот Яким, по всей вероятности, был знатным человеком, псковским посадником. О нём не раз вспоминал псковский летописец, называя его за эти родственные связи «княжевичем». И действительно, сестра Якима была женой псковского наместника князя Федора.

Граница земли, которую делили между собой Яким, Кузьма, Карп и другие, шла по «первую перемузгу, по кроеве». Возникает вопрос: что такое «перемузга»? Может быть, это название местности? Тогда следует читать: «Перемузга».

Поиски в словарях и справочниках не увенчались успехом. Пришлось поехать в эти места. Они были известны по другим географическим пунктам, упомянутым в той же грамоте. Местечко, которое делили псковичи, находилось близ Изборска, рядом с деревнями Тешевицы и Залавье.

Но и эта поездка не принесла результатов

Мы долго ходили между деревнями Тешевицы и Залавье, расспрашивая об этой непонятной «перемузге». Но деревни такой не было и местечка – тоже, а значение этого слова все, кого мы спрашивали, не знали. Так и осталось оно ещё одной загадкой.

Посадник Яким делил землю близ какой-то непонятной «перемузги», а его сестра Акилина, составляя свою духовную, тоже оставила непонятные для нас слова и загадки. Своему духовнику попу Захарию она решила подарить небольшую денежную сумму и написала об этом так: «А отцу своему духовному Захарьи попу даю приворота полтора рубля». Смысл в общем понятен: поп получил от княгини полтора рубля. Но что такое «приворот»?

-3

В той же грамоте есть одно близкое по созвучию слово

Оказывается, Акилина завещала на сороковой день после своей смерти отслужить службу в Успенском монастыре, что стоял в Пскове на Полонище. А за это она завещала в монастырь свои «приворотки». В словаре В. И. Даля есть объяснение этого слова: платок, шейный платок. Смысл понятен – шейный платок носился «при вороте» – «привороток». Но это отнюдь не прояснило тот «приворот» в размере полутора рублей, который получил поп Захарий.

Слово "дрянь"

В грамотах встречаются и такие слова, значение которых понятно лишь на первый взгляд. Так, например, слово «дрянь» псковичи очень часто употребляли при описании границ земельных участков, совсем не в том смысле, которое имеет это слово сейчас. Граница земли могла идти «из ручья дрянью до камня, из камня дрянью в осек». В псковских летописях упоминается река «Дрянь», а в новгородской земле существовало болото «Дрянь». Возможно, это слово обозначает низину, топкое место. Однако такого толкования не оказалось ни в одном из общих или диалектных словарей русского языка.

-4

Неясных и загадочных слов ещё много

в древних псковских грамотах. Они ждут своих исследователей. Но, шаг за шагом, заставляя историков и языковедов упорно трудиться, грамоты раскрывают свои тайны и сообщают нам интереснейшие детали о быте и обычаях людей, живших за много веков до нас. Разгадать значение многих слов и названий помогают словари, указатели-справочники, картотеки, специальные исследования.

Но богатейший источник сведений, объясняющих странные термины и названия, жив в народе, в языке наших современников, подчас даже не подозревающих, из каких далёких глубин веков доходят до нас многие слова и выражения. В известных теперь псковских грамотах дважды упоминается выражение: граница шла «по зари». В статье «Лицом к лицу с древним Псковом», опубликованной в журнале «Знание-сила», я писала, что это выражение мне неясно. Заря – слово часто употребляемое, но в совершенно ином значении. А что такое «зарь»? Знатоки русского языка не смогли объяснить этого.

Но вот статья вышла в свет

Один из экземпляров журнала попал в руки жителя далёкого от Москвы и Пскова города Тайшета Иркутской области М.А. Михайлова. Оказалось, что дед его был псковичом и часто употреблял те слова, которые казались мне неясными. Так, болота, заросшие, непригодные для обработки участки земли он называл «зарь» и говорил внучонку, увидев болотину: «Ахти, зарь-то какая!»

Слово ожило и заговорило

Я хорошо поняла псковича Захария, который во второй половине XIV века купил себе участок земли и тщательно описал в купчей границы этого участка, которые шли по бороздам и раскладным межам, а с одной стороны примыкали к болотине «зари». …

Грамоты древнего Пскова ждут, когда люди ХХ века смогут поговорить со своими далёкими предками на языке, понятном для обеих сторон, и тогда они поведают нам много интересного.

Псков №18 2003 Л. М. Марасинова

Дополнение. Вот, для чего продали землю князю:

70-е – 80-е гг. XIV в. Купчая литовского князя Скиргайло. Копия 1664 г.

От посадника Юрия, и от сотских, и от всех псковичей.
Купил князь Скиргайло землю и лес над Великой рекой... А
граница той земли от Великой реки логом вверх до Мирожи реки, а
Мирожи рекой вверх до мха, а мхом до Исаковской межи… до
камня, а от камня до Великой реки… А та земля Скиргайлу князю
в полное и безусловное владение, а полученные за ту землю день-
ги –
на строительство каменной стены.

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.