"Теперь, когда гидра контрреволюции наглеет с каждым днём, ЧК не будет знать пощады к шпионам, организаторам восстаний, спекулянтам, продавцам оружия! Они будут беспощадно расстреляны отрядами комиссии на месте преступления!" - Так гласило сообщение совсем ещё молодой Советской спецслужбы от 23 февраля 1918 года. Звучит грозно, но тут же в учебнике читаем, что в первый Петроградский период работы ЧК расстреляло только одного человека. Откровенного бандита, который, прикрываясь корочками чекиста, грабил людей. Не пожалели гадёныша.
Про учебник я не зря. Либералы все уши прожужжали про кровавых чекистов и выдающиеся зверства особых отделов в войсках. Бодаться с выкриками из перестроечных выпусков журнала "Огонёк" дело неблагодарное. Там факты выдумывали напропалую и попробуй поспорь.
Впервые в новой истории выпустили объёмистый научный, именно научный труд о том откуда взялись кровавые чекисты и чем на самом деле занимались соколята Дзержинского. Прочитал, не закрывая рта, вот например, Вы знали, что сразу после Революции именно ЧК занималось борьбой с эпидемиями? Не нынешние деятели из Непотребпозора, а настоящие парни с горячими сердцами.
Или что именно Дзержинский в первые же дни Советской власти взялся бороться с бардаком и воровством на железных дорогах. Которые оказались неспособны перевозить не то что снаряды и топливо, а хлеб в города. Железный Феликс взялся за дело и побежали, застучали по рельсам паровозные составы. Не случайно потом самый передовой паровоз Советского производства в честь Дзержинского назовут.
Про детдома и особую комиссию при ЧК по борьбе с беспризорностью слышали многие из нас с Вами. Именно "кровавые чекисты" стали первыми собирать с улиц детей Революции и Гражданской. Строить детские дома, давать бывшим малолетним преступникам профессию и путевку в жизнь нормальным человеком.
Написал этот поразительный учебник Александр Зданович. Нет, не так. Доктор исторических наук, генерал-лейтенант КГБ СССР Зданович! Называется - "Тайные службы России: структуры, лица, деятельность". Это именно научная работа, а не попса публицистов. Рецензировали книгу ещё два доктора исторических наук.
Тем удивительнее, читается книга как увлекательнейший, вкуснейший исторический роман. Причём с большим юмором и остроумием написанный. Поразительно, на каждой второй странице в царских начальничках узнаёшь нынешних, нашу власть, а ведь сто лет прошло!
Например, Вы знали, что в девятьсот пятом первыми на манифестацию вышли рабочие из кружков, созданных лично начальником московской охранки? Назывались эти предатели рабочего дела как-то вроде "Зюгановщины". Нет-нет, стойте, вспомнил - "Зубатовщины". В честь этого самого царского сатрапа Зубатова.
Замечательные были люди, ходили царя славили. Веночки к памятнику очередному Александру возлагали. По сорок тысяч таких прирученных рабочих Зубатов на площади выводил. Вот же, смотрите - нет никаких социалистов! А девятьсот пятый грянул и вдруг не сработало. Эти вот прирученные на пулемёты грудью за рабочее дело пошли. Скандал-с.
Любопытный штрих. Сам Зубатов когда в семнадцатом грянула февральская, уже сидя на вынужденной пенсии в свои вполне ещё бодрые пятьдесят два года, всё понял правильно. Едва пришли газеты, что царя товосеньки, Россию как эскадрон сдал, так бывший глава московской людоедской охранки очень живо представил судьбу. Дожидаться не стал, вышел в соседнюю комнату и бахнул из револьвера. Ну, собаке, как говорится...
Вы же не забыли, мы с Вами учебник читаем. Я половины даже не слышал никогда. Зданович, как настоящий учёный, обстановку эпохи рисует предельно точными ударами кисти. Читаешь и внезапно приходит осознание - у царя были спецслужбы для борьбы с собственным народом. А вот нужнейшей банальной контрразведки против шпионов вражеских как-то не завели. Бардак в ведомствах царил первостатейный.
Перед самым началом двадцатого века Япония и Германия, уже не скрываясь, вербуют людей прямо в Петербурге. Австро-Венгрия создает особое разведывательное бюро по России. В русско-японскую будущий маршал Пилсудский продаётся Японии! И в ходе операции "Вечер" создаёт диверсионные ячейки японцев на нашем Транссибе! А ведь он ещё подданный короны, никакой Польши еще просто нет! Прямой изменник!
А военной контрразведки у России по-прежнему нет. Отдельные попытки армии и флота что-то такое у себя завести наталкиваются на удивлённые лица чиновников. В Первую Мировую тот же Пилсудский продастся уже Австро-Венгрии и передаст их генштабу свою агентуру. А ловят и следят за Лениным и Сталиным, ну да.
Про Ленина генерал пишет коротко - никаких данных, что тот был германским шпионом нет. Чего обсуждать глупости. Но вернёмся во времена царские.
После того, как подвзорвали Александра Второго, как обещали народовольцы, в названии царя добавилась еще одна палка и всё. Новый царь подписывает в 1881 положение про общественное спокойствие. Подписывает на три года. Продлевался сей документ о слежке за гражданами, внимание, тридцать семь лет. Это к вопросу о временных куриных кодах на полгодика. Прямо до Революции и продлевался.
Положение давало право губернаторам вводить чрезвычайщину. Сажать и хватать кого угодно без суда. Называлось это "Усиленная Охрана" и "Чрезвычайная охрана". А еще выгонять выборных земских депутатов, закрывать любые газеты и университеты.
Как обычно, принималось на будущее. Ну так говорилось. Поэтому на следующий день "Усиленная охрана" была введена сразу в десяти губерниях и в столицах.
Прекрасная иллюстрация, что капитал отчизны не имеет. Филиалы царской тайной полиции создаются во Франции, на Балканах, Галиции и Германии. При полном содействии западных спецслужб. Одно же дело делают, русских революционеров отлавливают, а то и отстреливают. А контрразведки всё ещё нет, как нет почти нашей разведки за рубежом. Послы что-то такое собирают, но и всё.
Разведкой пытались заниматься отдельно, армия, флот, дипломаты, минфин, министерства торговли и промышленности, даже министерство двора императора. Бардак как он есть. Что, нашу великолепную разведку тоже создали большевики? Выходит, что так.
Зато в сыске политическом царило совсем другое. Порядок и крупные бюджеты. Ценному агенту могли выделять по 300 и более рублей в месяц. При зарплате рядового рабочего рублей в десять. Конспиративные квартиры, агентурные сети, "черные кабинеты", чтобы вскрывать чужую почту, всё как надо.
Кстати, вскрывать почту было незаконно даже тогда! Данные из такой почты нельзя было использовать в суде, а письма приводились в первоначальный вид. Государство нарушало собственные законы. Как и сегодня.
К началу Мировой уже полторы тысячи платных агентов охранки. Историк приводит слова жандармов, что идейных агентов почти не было. Все за деньги против своего народа воевали.
Привело к тому, что когда грянула Мировая, контрразведку пришлось официально отдать жандармам! Политические сыскари оставались единственной работоспособной спецслужбой. Дожили!
Всё начало века ознаменовано ровно одним. Давить, хватать и не пущать несогласных. Правда, результат работы охранки ровно обратный. Про хруст французской булки говорит простой факт из книги. За 1906 год на царских чиновников совершено 4742 покушения! Видимо, от большой любви простого народа к нахлебникам из высоких кабинетов.
Николя Два ответил на это введением военно-полевых судов. С правом расстреливать на месте. Напомню, никакой Войны в Петербурге не велось. Это не тридцать седьмой год, а вполне себе цветущий девятьсот шестой. Казнить эти полевые суды должны были противников власти. Социалистов.
Первую Революцию утопили в крови. Но за месяц до начала Мировой Войны опять приходится стрелять по рабочим. Летом четырнадцатого года расстреляна демонстрация в Баку на двадцать тысяч рабочих, а через неделю митинг рабочих Путиловского завода в столице. Заметьте, никаких кровавых чекистов еще даже не придумали.
После февральской охранку и контрразведку распустили. Военные стонали, что без этого нас заполонят шпионы. Но газеты социалистов говорили прямо - под видом борьбы со шпионами вы хотите возродить политический сыск.
Когда в Петрограде капитан Никитин таки создал гигантский департамент контрразведки работать она стала не по шпионам! Наоборот, срочно организовала связи с Антантой и принялись разоблачать большевиков. До шпионов ли им было, собственные теплые креслица новая власть защищала.
В июне Керенский в штате контрразведки уже не смущаясь создает политический сыск! И выделяет на него в два раза больше денег, чем на военную контрразведку всего округа! И эту жуть пресекла только Великая Октябрьская.
Казалось бы, зачем создавать после Октябрьской какое-то там ЧК? В учебнике любопытнейший факт - уже третьего декабря 1917 года кабмин Британии принимает резолюцию:
"Политикой Англии должна быть финансовая и прочая поддержка любых антисоветских сил, если последние дадут гарантию следовать в фарватере политики союзников».
А германский платный шпион, конечно, же Ленин. Ну ещё бы!
Через неделю Англия и Франция подписывают пакт о разделе России на зоны влияния для борьбы против коммунистов. Кто там взвизгивал про пакт Молотова-Риббентропа? И работа вражеских служб не прекращалась ни на мгновение.
Только за май 1920 года польские агенты взорвали двадцать военных заводов и складов. Вот с такими деятелями в первую очередь и боролось ЧК Дзержинского.
Кстати, на момент создания ЧК - крайне небольшая служба. Весь штат - четыре десятка человек. Дзержинский лично ездил на задержания и особые операции.
Про масштабы жуткого красного террора тоже Зданович разбирает подробно. За первые семь месяцев работы ВЧК приговорило к высшей мере двадцать семь человек. За восемнадцатый год расстреляно 6185 врагов Советской власти. Для сравнения, белые только за семь месяцев того же года поставили к стенке 22 780 человек. В четыре раза больше!
Историк Зданович разбирает крайне любопытные приметы эпохи. Всем продолбили голову невинно расстрелянным поэтом Гумилёвым. Ну не может же поэт быть каким-то там подрывным элементом! Генерал Зданович просто ссылается на документы по делу "Петроградской боевой организации". В которой Гумилёв не просто принимал участие, у него нашли гигантскую сумму в двести тысяч рублей, которую он получил для подготовки восстания против большевиков. Неслабо для невинного поэта?
Подробно историк разбирает и "трудные вопросы истории". До сей поры ведутся ожесточённые научные споры. Разжигал ли Троцкий мятеж в Кронштадте? Почему поднялись матросы против власти. Кто стоял за Антоновским мятежом и почему отдельные части Красной Армии переходили на сторону восставших? Чтение прелюбопытнейшее!
Лучше всего политику Советских спецслужб описал сам Дзержинский. В приказе от 8 января 1921 года он пишет, что основные враги Советского народа уже прижаты к ногтю. А потому следует значительно смягчить политику органов:
«При фронтовой обстановке даже мелкая спекуляция на базаре или переход через фронт могли бы представлять опасность для Красной Армии, сейчас же подобные дела нужно ликвидировать. Лозунг ЧК должен быть: Тюрьма для буржуазии, товарищеское воздействие для рабочих и крестьян».
Именно таких чекистов и взрастил товарищ Феликс. А как и в какой обстановке это происходило блестяще рассказал нам историк Зданович. Убеждён, добрые две трети вопросов о подлинной истории ЧК этим учебником забиваются как гвозди хорошим молотком. По самую шляпку.
Читать горячо рекомендую. В сети есть, скачать или заказать на бумаге можно по ссылке. Приятного чтения, друзья!