Найти тему
3,9K подписчиков

Коммерсант из Нальчика

343 прочитали

Как-то зашёл разговор о фарцовщиках и торговцах-жуликах. И вспомнила я сцену из фильма «Влюблён по собственному желанию». В этой сцене тётка довольно приличного вида предлагает героине купить кофточку, а подсовывает рваную тряпицу.

Со мной почти то же самое произошло в московском ЦУМе. Тогда мне было лет 18, может быть и меньше. Женщина остановила меня на лестнице, предложила купить лимонного цвета вещицу, пакет чуть – чуть приоткрыла, «боялась милиции».

При внимательном рассмотрении покупки, «это» оказалось изделием с двумя швами и четырьмя дырками. Цена была очень приличной - 25 рублей, это я точно помню. Но девушка захотела яркую вещь да ещё югославскую, по словам тёти. Хорошо ещё, что деньги я заработала сама, а не папа с мамой.

С тех прекрасных пор у меня выработалась чёткая позиция – с рук ничего не покупать и обходить стороной самые заманчивые предложения. Надо бы распространить это правило и на интернет, здесь жуликов побольше будет, чем во всех вместе взятых магазинах страны.

Приблизительно в этот же год посетил Иваново и мой двоюродный братец Сашка, о нём я уже писала как-то. Сашка был пройдой с коммерческой жилкой. Продать мог что угодно и кому угодно.
В то время в Нальчике буйным цветом расцвела кооперация и спекуляция. На рынок выбросили модные тогда водолазки собственного производства, пуховые платки – паутинки, вязаные зимние шляпки с орнаментом. Но пиком продаж были длинные перламутровые сапоги гламурного окраса – бирюзовые, голубые, белые.


Наш торговец привёз с собой целый баул этого добра. Утром следующего дня Сашка был на местной барахолке, он смог продать товар за несколько минут. На следующий день собрал все оставшиеся сапоги - и снова на рынок. Там его уже ждали серьёзные ребята из Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. Сапоги, конечно, конфисковали и приказали явиться в Отдел на следующий день в кабинет № к майору Валерию Г.

Сапог нет, денег нет, Сашка был убит, такого с ним ещё никогда не случалось!

Есть такая теория, что все люди каким-то образом связаны между собой через определённое количество рукопожатий. И если подумать, то все события, которые происходят, уже заранее расписаны по пунктам, и роли в событии уже заранее распределены.

Моя «Цепочка рукопожатий» складывалась так:
Я член институтской команды по художественной гимнастике → тренер Люба Магнитская тренирует вместе с институтской командой гимнастку Люсю С.→ Люся совсем недавно вышла замуж за прекрасного парня Валерия Г. → Валера работает в ОБХСС. Цепочка завершена.

Конечно, Сашку я не бросила, брат всё-таки.
В отдел с Сашкой едем вместе. Серый дом находится в центре города, я по дороге обдумываю план действий и намечаю пункты разговора с майором. Валера мне знаком поверхностно, он приходил встречать жену с вечерних тренировок. Видел меня только в спортивной одежде, и я не была уверена, что он меня вообще узнает. Было страшно…

У кабинета № оставляю Сашку, беру его повестку и стучусь в дверь. Коленки подрагивают, с носа капает пот.

- Можно? – я просовываю голову в приоткрытую дверь, ноги остаются в коридоре, я не в силах оторвать их от пола.

- Входите, - грозно командует майор Валера, не глядя в мою сторону.

Я просачиваюсь сквозь щель в кабинет. Лицо приобрело цвет варёной свёклы, по спине текут ручейки.
- Здравствуйте, Валера, – невнятно прохрипела я.

При этих словах, майор Валера Г. отрывается от разложенных на столе бумаг, медленно поднимает голову. Он явно удивлён, увидев меня.
- Девушка, вы точно ко мне?

Как я и предполагала, Валера меня не узнал! Что же делать?
- Я, это…извините…, в общем, вот… - и протягиваю ему Сашкину повестку.

- Так, а вы-то что хотите? Где Михайлов?
- Товарищ майор, я Галя Пашковская, подруга Вашей жены. Мы тренируемся вместе, а Михайлов Александр мой брат двоюродный. Я пришла всё объяснить…

На моё счастье Валерий вспомнил меня, улыбнулся доброжелательно:
- Галочка, присаживайся. Извини не сразу узнал тебя в цивильном.
- Спасибо, - я присела на краешек стула, ноги дёргались. Усилием воли я сдержала дрожь в коленях и рассказала, зачем я здесь.

Майор довольно долго читал протокол изъятия Сашкиного товара, потом писал что-то. Минут через десять стал говорить с кем-то по телефону. Я поняла, что разговор был о чёртовых сапогах, пропади они пропадом.
Положив трубку, Валера резко поднялся из-за стола. Я поняла, что разговор заканчивается, мысленно поблагодарила Бога, что меня сейчас освободят.

- Галя, сделаем так. Сапоги я передаю тебе, четыре пары оставляю в отделе для экспертизы. С тобой мы прощаемся, а гражданина Михайлова прошу в кабинет.

- Спасибо большое, Люсе привет.

Мы пожимаем друг – другу руки, Валера подаёт мне сумку с сапогами и открывает дверь.

Я сердито рявкаю братцу:
- Заходи…-

Швыряю сумку на пол и падаю в бессилии на скамью.
Сашка появляется через несколько минут. Вполне довольный исходом дела. Мы едем домой.

Как вы думаете, что сделал этот торговец, когда мы вернулись? Во-первых, даже «спасибо» мне не сказал. А утром следующего дня снова поехал на рынок торговать проклятыми сапогами.
Вот такая история.
P.S. Осенью Люся пришла на тренировку в новых сапогах выше колена. Сапоги были белые, перламутровые.

Как-то зашёл разговор о фарцовщиках и торговцах-жуликах. И вспомнила я сцену из фильма «Влюблён по собственному желанию».