Найти тему
Субъективный путеводитель

Остяко-Вогульск в Ханты-Мансийске. Осталось ли тут что-нибудь с донефтяной эпохи?

В 1920-30-х годах в СССР шёл интересный процесс под названием "коренизация" - когда "угнетённые царизмом народы" один за другим обретали автономии разных уровней, национальную интеллигенцию, литературы на родных языках (зачастую тогда же получавших азбуки на латинице), "этнические" ветви господствующей архитектуры и прочее-прочее-прочее... В 1937 году всё это закончилось, национальные интеллигенции отправились на расстрел следом за "старыми большевиками", языки перешли на кириллицу, а в 1940-х и вовсе начались депортации.

Но до того было ещё далеко, а в 1930 году своей автономией в составе Тюменской области решили одарить небольшие народы Югорского Севера - так возник Остяко-Вогульский национальный округ со звучной аббревиатурой ОВНО. В нём были старые города вроде Сургута, но "туземцы" (в те времена это было вполне официальное слово без пренебрежительного оттенка) в них не жили, и административный центр округа для них решили строить с нуля, выбрав самое логистически важное место - слияние Иртыша и Оби. Вот так выглядел Остяко-Вогульск, построенный за горой от старинного села Самарово, в первые годы своего существования:

исторические фото из открытых источников
исторические фото из открытых источников

Слева Дом туземца, справа первое здание окружного музея (который ныне "...природы и человека", см. первую часть), а внизу какая-то промзона и видимо лагерь, возможно в Самарове, причём странно, что его явно каменные здания не сохранились:

исторические фото из открытых источников
исторические фото из открытых источников

На одном из витков коренизации советская власть ещё и переименовала большинство народов - вернее, сделала официальными их самоназвания, а не русские экзоэтнонимы (не повезло только чукчам и корякам, которые вполне могли называться, соответственно луораветланы и нымыланы), а с некоторым запозданием в 1940 году Остяко-Вогульск стал Ханты-Мансийском.

Но лишь в 1950 году ПГТ получил статус города, заодно объединившись с Самаровом, стоявшим по другую сторону холма. Ну а нынешний облик Хантов сложился и вовсе в 2000-е годы, но всё же все осколки его прошлой ипостаси ассоциируются именно с Остяко-Вогульском. Самый известный из них - пожарное депо на Комсомольской улице, неподлинность которого видна невооружённым глазом:

-3

Куда менее известна бывшая электростанция на улице Дзержинского с её показанными в первой части мифологическими скульптурами по бульвару. Кажется, единственное каменное здание, оставшееся от Остяко-Вогульска:

-4

Но в принципе осталось больше. Вот какое-то общественное здание уже не помню где (да и живо ли оно ещё):

-5

А вот видимо жилые дома - первых двух уже нет, второго явно скоро не будет. Обратите внимание на типовые наличники:

Магазин неясных лет:

-7

И типовые домики в три окна:

-8

По-прежнему слагающие немалую часть ханты-мансийских окраин, хотя и убывая с огромной скоростью:

-9

Вот деревянное здание уже явно не Остяко-Вогульска, но Старого Ханты-Мансийска - захолустного городка, где даже первые пятиэтажки появились лишь в 1980-х:

-10

И лишь непропорционально огромные административные постройки напоминают, что управлялся отсюда регион в полмиллиона квадратных километров размером и полтора миллиона человек населением. В явно "советском" виде тут лишь одна из них, возможно бывший окружком, а ныне УФМС:

-11