Если на секунду представить себе, что о Лермонтове мы знаем лишь одно: поручик, сосланный подальше от столицы за дуэль... а на самом деле - за "вольные" стихи...
И вот - видим на книжном прилавке его только что вышедшее из печати сочинение с таким многообещающим названием: "Герой нашего времени"... Словом - если представить себя одним из первых читателей? Захотим ли мы купить эту книжку?
Ведь первое, что пришло бы в голову любому из нас - опальный поручик хочет вернуться в столицу. А для этого надо расхвалить время и воспеть Героя, благодаря которому Россия процветает.
Именно с такими ожиданиями и принялся её читать Самый Главный Читатель и Критик - император Николай I.
Первые страницы его ничуть не разочаровали: картины природы Кавказа, беглые зарисовки "осетинов и прочих татар", жизни в крепости - великолепны! А каков Казбич, этот дикарь-поэт, влюблённый в своего коня, подобного вольной стихии! А горская свадьба, а похищение и гибель девушки... И всё это - глазами скромного штабс - капитана Максима Максимыча.
Вот человек, какого хотел бы иметь в числе друзей каждый!
Дворянин, но при этом - никакого дворянского гонора. Не посрамит мундира, но при этом запросто наденет к мундиру кавказскую шапку - удобно. Привык к здешнему быту. Офицер, но стрелять в здешних "разбойников" - ни малейшей охоты. Со всеми пытается найти общий язык, и как правило - находит.
"Служил при Ермолове"? При Ермолове кто только не служил, и декабристы - тоже. Но Максим Максимыч не разжалован, просто с тех пор не получал повышения в чине? Значит, переболел "вольнодумством" в юности и раскаялся. Что императору пришлось особенно по душе.
А что в этом герое нравится нам? Согласимся ли мы с мнением маститого критика, что "будь все Максимами Максимычами - история остановилась бы"?
От него трудно услышать что-нибудь хорошее о горцах. Уважает за храбрость - и тут же высмеивает за лукавство. За то, что первые русские слова, освоенные детьми гор - "дай" и "водка". Нисколько не чувствует поэзии и красоты черкесской свадьбы - но искренне огорчён нищетой, царящей в аулах...
А ведь он понимает, что именно надо делать: договариваться с этим бесчисленным, разноязыким Кавказом. И договариваться именно по-русски потому, что никакого другого общего языка у них нет и не будет!
Это следующие поколения Максимов Максимычей "оскорбят" вольных горцев школами, библиотеками, музеями, больницами, зарплатами и пенсиями. Вот тебе и "остановка истории"...
Колонизатор? Смешно... Просто по службе стоит на границе Русского мира. И служба заменила ему дом, семью, детей...
А душа требует, настойчиво требует привязанностей не служебных. И когда в крепости появляется некто, по возрасту годящийся ему в сыновья... "Такой тоненький, беленький"... А затем и девочка, к которой он привязывается, как к дочке...
Девочка не вспоминает о нём перед смертью. А мальчик принимает его доброту за слабость.
Иллюзия семьи. Жестоко разбитая иллюзия.
Прочитав первую главу, император пришёл в восторг. Так вот он каков - скромный, незаметный герой ЕГО России!
А оказалось, явление настоящего героя романа ещё впереди!