Найти тему

У психиатра перед садиком дочь выполнила не все задания. Что она умеет сейчас.

Оглавление

Когда мы проходили психологическое обследование возраст дочери был 1 год и 8 месяцев. Запись от педагога-психолога в медицинскую карту для детского сада необходима для детей старше 2-х лет. НО за родителями остаётся право написать отказ от психологического обследования.

У нас ясельная группа для детей от 2-х лет. Медсестра в детском саду уточнила будем ли мы проходить обследование или напишем отказ. Я решила пройти обследование. Я врачей и диагнозов не боюсь. Лучше знать с чем дочь не справляется и позаниматься с ней, чем ждать во что это перерастет. Или, как считают некоторые, когда ребенок сам перерастет и выправится.

Заключение психиатра в нашей карте
Заключение психиатра в нашей карте

Под прошлой статьей читатели пытались донести мне разницу между психологом и психиатром. Я на истину не претендую, мы были у психиатра. Психиатр поставил свою отметку в графу "педагог-психолог". Другой графы в карте нет, врача другой специальности тоже нет. Педагог-психолог есть в нашем районе на ТМПК (для детей от 3-х лет), но с его заключением всё равно придется ехать к психиатру за отметкой. Это другая процедура, для индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще раз напомню, что психиатр смотрел дочь, когда ей было 1 год и 8 месяцев. Методика обследования предназначена для детей от 2-х до 3-х лет. Сейчас дочери 2 года 5 месяцев. 9 месяцев это существенная разница в развитии ребенка. Постараюсь указать возраст, когда дочь освоила проверяемые навыки и умения.

Проверялись не только интеллектуальные способности, но и общее психическое развитие. Первые задания были на выявление аутичных черт. Начну с них, если эта тема вам не интересна, пролистайте ниже, к заданиям на проверку умственных способностей.

1. Знание своего имени

Проверяют откликается ли ребенок на свое имя. Может ли на себя показать (в ответ на вопрос: Покажи, где Агуша?). Может ли назвать свое имя. Считается нормой, если ребенок в 1,5-2 года называет свое имя (на вопрос "Как тебя зовут?").

Дочь на контакт идет плохо. Не с первого раза с незнакомыми людьми. На себя она не показывала и имя свое не называла. На обследовании по этому пункту дочь получила минус. Хотя слов в ее лексиконе было больше 50 и она даже употребляла фразы из 2-х слов.

Я почитала в интернете, многие мамы пишут, что их дети начали называть свое имя в 1,5-1.8 года. Агния начала называть свое имя в 2 года и 2 месяца. Сначала косвенно: "Отдай! Это Агушин трактор!" (сказала мальчику на площадке, который взял ее трактор). Затем стала отвечать на вопрос "Как тебя зовут?" - "Кагуша", и через пару недель стала говорить "Агуша!". И уже к 2 годам и 3 месяцам стала употреблять личные местоимения: я, мое, мне.

Примерно в это же время стала показывать на себя (прикладывает ладони к грудной клетке) на вопрос: "Где Агуша?" (думает, что мы так играем в прятки. Я делаю вид, что ее не вижу, она показывает на себя - "вот она, Агуша").

Примечание. Не стоит путать с указательным жестом, на фото она себя показывала и раньше. Тут именно нужно указывать на себя.

2. Покажи, где твоя мама. Покажи, как ты маму любишь.

Нужно было показать маму и проявить эмоции - обнять, поцеловать. Дочь проигнорировала просьбы. Она вообще плохо чужие просьбы выполняет, нужно, чтобы она сама захотела или решила так сделать. В конце приема, позвала меня и обняла. Поставили +/-.

Здесь ей 1.4 . Сама решила поцеловать маму :) Случайный кадр
Здесь ей 1.4 . Сама решила поцеловать маму :) Случайный кадр

После 2-х лет она стала более эмоциональная. Где-то в 2.2 она стала говорить: "я тебя люблю". Может обнять по просьбе, поцеловать, пожалеть.

Сейчас 2.5 и, по-моему, наоборот перекос в сторону эмоций стал. Может обидеться и расстроиться за пару секунд.

3. Указательный жест

Была дана картинка. Нужно было на ней показать то, что называет врач. С этим заданием сложностей не возникло. В год точно этим жестом дочь пользовалась в книжках.

4. Наличие жестов "да" и "нет"

В 1.8 с этим у дочки было средненько. "Нет" показывала поворотами головы в стороны, иногда говорила "не-не". "Да" жеста не было, на вопрос "Будешь яблоко?", она обычно отвечает "ням-ням" или "дайте".

Примерно в 2 года стала говорить "да" и "нет". А кивание головой в качестве жеста "да" появилось в садике примерно в 2.2 года.

5. Навыки самообслуживания

Поставлен был плюсик. Ложкой дочь ест самостоятельно с 1 года и 2 мес. В 1.4 точно пила из кружки. Ложку давала в руки с 5 месяцев, а есть учила самостоятельно с 10 месяцев.

Частично одевалась-раздевалась. На данный момент (2.5) нет такого, чтобы она самостоятельно разделась или оделась. Если она не хочет, то ничего делать не будет. Например, в садике она даже сандали сама снимать отказывается. Но если позвать ее купаться, то она полностью разденется. При желании может одеться. Не знаю, стоит ли напирать на самостоятельное одевание или подождать момента, когда она будет более сговорчивой... На данный момент, если дочь в хорошем настроении, то предлагаю ей одеться самостоятельно.

Сон спокойный. Засыпает самостоятельно с 1 года и 2 мес. Никаких уговоров, укачивания, сказок. Просто кладу её в кроватку, Агуша укладывается как ей удобно, я выхожу из комнаты, она засыпает.

Туалетные навыки были в стадии формирования (так нам написали). По большим делам дочь на горшок просится с 1.4 года, и делает эти дела только на горшок. В 1.8 самостоятельно горшком, чтобы пописать, не пользовалась, нужно было мне ее высаживать. Но дочь не отказывалась и с мокрыми штанами бывала редко.

Никаких безпамперсных издевательств и ранних приучений к горшку я не совершала. Всему своё время, среднестатистический здоровый ребёнок осваивает горшок к 2-м годам. Так у нас и произошло. В 1.10 я отказалась от памперсов, потому что дочь оставалась сухая. Примерно в 2 года дочь стала сама снимать штаны и садиться на горшок. Чуть позже стала сама надевать обратно.

Был откат туалетных навыков в 2.2 года. Я связываю это с адаптацией к садику. Дочь принципиально писала дома в штаны, хотя в садике продолжала пользоваться горшком. Неделю я промучалась, вытирая лужи по всему дому, и снова купила подгузники. Через месяц дочь снова стала пользоваться горшком.

Честно, я не понимаю матерей, которые готовы мучится с мокрыми штанами, коврами, диванами и пеленками, только, чтобы доказать окружающим, что она уже отучила от подгузника. Недавно мне коллега рассказывала, как у нее тяжело лето прошло, учились горшком пользоваться. И ночью у нее сейчас по 3 раза писается, она встает и меняет пеленки ребенку. Мальчик старше моей дочки на 1,5 месяца. То есть ровесники. Я ей рассказала, что по статистике ночным энурезом до 5 лет страдает каждый второй ребенок. Она согласна, что тут ничего не сделаешь, пока не перерастет, но к подгузникам возвращаться не готова.

6. Избирательность в еде, пищевой интерес, аппетит

Тут у дочери всё сложно. В вопросе еды у меня с дочкой наиболее часто возникают конфликты. Наложилось много факторов. У дочери атопический дерматит, изначально высыпания были на кукурузу, белок коровьего молока (с перекрестной реакцией на говядину и козу) и глютен. Недавно еще стала высыпать на цитрусовые. Бонусом идет лактазная недостаточность. Возможно еще плохая всасываемость питательных веществ. Вес дочь набирает очень плохо. Аллерголог связывает это с белковой недостаточностью. Сейчас вес дочери 11,3 кг, рост 88,5 см.

Среднестатистическая девочка в 2,5 года имеет рост 89,8 см и вес 13,2 кг. Нам не хватает до нормы 2 кг. Рост у нас между 3 и 4 коридором, а вес между 1 и 2.

Моя задача впихнуть в дочь 50 грамм белка в день. Банка детского мяса содержит 10 грамм белка. Во всем остальном белка еще меньше. То есть задача для меня труднореализуемая.

Белковую пищу засунуть в дочь сложно. Каши она тоже не любит. Не любит картошку, ест ее только в супе. Пробует дочь почти все продукты, но ест далеко не всё. Что-то конкретное съесть она просит редко. Может попросить банан, компот или булку с маслом. Но думаю, что в целом пищевой интерес есть.

Хорошо ест она только суп. Еще макароны и пельмени, но это готовим редко. В остальном мне приходится ломать голову чем ее накормить. Больше всего меня напрягает, что список предпочитаемых продуктов у нее постоянно меняется. В этом месяце крабовые палочки ест, а в следующем месяце на отрез отказывается.

К молоку дочь пока привыкнуть не смогла, но кисломолочное уже понемногу даю. Начинали с запеченого творога в кексах, по рекомендации аллерголога.

Сейчас у нее опять период, когда она от всего привычного отказывается, нужно предлагать другое меню. За последний месяц она не подросла и не набрала в весе. Обычно растет на 1 см в месяц.

7. Пытается ли преодолеть препятствия

Да, и раньше везде ползала и сейчас если видит препятствие, думает как его обойти и обходит. Например, сушилка с бельем в коридоре, может пройти сквозь бельё :)

Отмечу, что я учила преодолевать препятствия с раннего возраста. Сначала это был трек Домана, затем шведская стенка (с 7 месяцев), полоса препятствий. У дочери были проблемы по неврологии.

8. Есть ли странные привычки

Привычки есть. Агния не любит короткие брюки, когда между носками и низом штанины остается полоска кожи. Она нервничает и тянет брюки вниз. Такая же история с короткими рукавицами. Если закапала одежду, то ее нужно обязательно поменять. Если она что-то не хочет делать, то ее не уговорить это сделать. Может уйти, если захочет уйти или увидит что-то интересное. Ей не важно пойду я за ней или нет. Но в целом аутичных черт не так много, чтобы из-за этого беспокоиться.

9. Сюжетно-ролевые игры, как играет игрушками.

Самые простые игры появились у дочери в год. Она сажала в машину корову и катала ее, говоря "бррр" (звук "машина едет"). В 1 г. 5 мес. игры уже были сложнее - катала куклу с горки, сажала куклу на горшок, пила из пустой игрушечной чашки. Примерно в 2.3 стала проговаривать свои действия с игрушками и разговаривать за игрушек.

В 2.4 проигрывала сюжет сказок: Теремок, три медведя и т.д.

Эта часть заданий и вопросов была на исключение аутичных черт. Для собственного спокойствия, как родителя, можно пройти опросник M-CHAT-R, который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. Опять же для всех людей характерно наличие отдельных аутичных черт. Для ознакомления с этой темой советую статью на канале "Всё об алалии, аутизме и ЗПР":

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт
Всё об алалии, аутизме и ЗПР31 марта 2020

Интеллектуальное развитие

10. Знание частей тела.

Где твои ушки, где у тебя глазки? Потом показывали на мишке. На себе дочь показывала не охотно, на мишке показала. Поставили плюсик.

К 2,5 годам ребенок должен знать не менее 6 частей тела.

11. Башни из кубиков

Малыши могут складывать башни с 8 месяцев. Дети возрастом 1-1,5 года строят башню из 3-5 кубиков, а старше 1,5 лет из 5-7 кубиков. Так закладываются основы конструирования.

С башнями сложностей не возникло. В целом дочь складывала башни по возрастным нормам. Сейчас в 2.5 может поставить 10 кубиков.

Хорошо, что не спрашивали пирамидки и "заборчик". Пирамидку дочь до сих пор собирает хаотически. Со сбором стаканчиков такие же сложности.
На днях освоили "заборчик" - выстраивание кубиков в одну линию.

Заборчик
Заборчик

Конструирование это слабая сторона дочери.

12. Знание цветов

Изучение цветов рекомендуется начинать после 1,5 лет. Дело в том, что способность к цветоразличию у большинства детей появляется в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Дошкольная педагогика рекомендует изучать цвет в три этапа:
1. Сличение (сравнение) цветов. Ребенок ищет цвет по образцу. Задача - научить цветовосприятию и цветоразличию.
2. Понимание названия цвета. Взрослый называет цвет, а затем просит ребенка его показать. "Покажи желтую машинку", "Где красный кубик?"
3. Называние цвета ребёнком. Только теперь мы подошли к вопросам типа: "Какого цвета эта игрушка?"

Нормой для 2-х летних детей является нахождение по образцу (1-й этап) трех цветов - красного, жёлтого, зелёного. Нормой в три года считается знание 4 цветов (+ синий). В речевом развития нормой для различения цветов считается возраст 2,5 года.

В 1.8 года дочь не смогла справится с первым этапом. Ей показывали карточку с цветом и она должна была найти на столе такую же. После посещения психиатра мы начали заниматься цветами и примерно через 2 недели стала сличать цвета. Все три этапа изучения цветов дочь освоила в 2 года и 3 месяца.

13. Найди такую же картинку

Задание было аналогично сличению цветов, но с картинками. По типу лото. На картинках были нарисованы предметы: чайник, стул, мишка и другое. Агуше нужно было найти такую же, какую ей дали. Тут сложностей не возникло, всё показала, положила.

Как в лото
Как в лото

14. Складывание картинок из половинок

В 1.8 года был минус. Из двух частей нужно сложить картинку. Агуша складывала половинки рядом, но не обращала внимание, что на них нарисовано.

Данный тест для диагностики умственного развития дошкольников (с 2-х лет) называется методика "Разрезные картинки". В норме дети 2-3 лет складывают картинку из двух половинок методом проб. То есть складывают картинки рядом и понимают, что нужно сложить по другому (сначала складывают половинки, а потом смотрят, что получилось). Дети 4-5 лет складывают методом зрительного соотнесения (то есть смотрят, что нарисовано, и складывают правильно). Дети с ЗПР складывают картинки к 4 годам. С 4 лет предлагают картинки из 3-4 частей.

Начали заниматься с картинками после приема врача. За неделю дочь поняла общий смысл, находила нужные половинки. Переворачивала правильно, не к вверх ногами. Но часто ставила половинки наоборот. Через 3 недели стала собирать правильно. Картинки из 3-х частей пока собрать не может.

15. Знание понятий "большой-маленький"

В 1.8 года был минус. Хотя дочь это знала. Был показан чистый лист А4 и чистый лист чуть поменьше, примерно на 5 см в высоту. Надо было показать какой листок большой, а какой маленький. На других предметах, я думаю, она показала бы.

16. Знание понятий "один-много-ничего"

Это начальные математические представления. Цифры малыши не учат и не проходят, в яслях считают предметы так: один-много-ничего. В 1.8 года был минус. Но "один" и "много" дочь знала. К двум годам появилось "ничего", но этим бывают сложности, дочку "ничего" не устраивает. Может сказать, что на пустой картинке котят много, просто они все убежали.

17. Сделай по образцу

Из двух счетных палочек врач сложила букву Т. Агуше было предложено сделать такую же. Она не поняла, что от нее требуется.

Как я уже говорила, с конструированием у дочери сложности. Даже собрать деревянную железную дорогу из Икеи для нее сложно. Я периодически предлагала ей такие занятия. Но они совсем не шли. И вот недавно, наконец, стало что-то получаться.

18. Рисование

Те читатели, которые давно с нами, знают, что рисовать Агния очень любит. Не меньше, чем лепить :) Интерес к рисованию у дочери появился в 1.7 года. На приеме дочь рисовала, поставили плюсик.

На третьем году жизни малыши должны:
- научиться правильно держать карандаш (или кисточку),
- познакомиться с предметами для рисования (краски, кисти, бумага, карандаши),
- познакомиться с 4 базовыми цветами - красным, желтым, зеленым и синим,
- научиться рисовать штриховыми и круговыми движениями кисти. "Каляки-маляки", если проще говорить.

Примерно к 2,5 годам ребенок научился делать то, что написано выше (держать карандаш, понимать цвета, штриховать и калякать). В этом случае можно переходить к обучению простым элементам рисования:

  • рисование вертикальных линий,
  • рисование горизонтальных линий,
  • рисование круговыми движениями.

Простые элементы рисования дочь освоила в 2 года и 4 месяца.

19. Речевое развитие

В 1.8 года нам поставили словарный запас 50 слов. По факту было больше, в 1,5 года, я считала, она говорила около 45 слов. В 1.8 года она использовала в речи глаголы, фразы и 2-х слов.

Развитию речи я уделяю особое внимание. Сейчас дочь говорит сложными фразами, рассказывает стихи, может пересказать сказку. Но при этом логопед оценил ее речь по нижней границе нормы. Речь у нее не четкая, к 2-м годам четкость речи должна быть. Звуки она произносит не все, даже из числа звуков раннего онтогенеза. Логопед склоняется к тому, что в дальнейшем это будет либо фонетико-фонематическое недоразвитие речи (если проблема в том, что дочь так звуки слышит), либо дизартрия.

Подробнее про нормы развития речи я рассказывала в статье:

Развитие речи от рождения до 1 года, от 1 года до 2 лет. Все речевые навыки закладываются в раннем возрасте
Растём вместе в СПб2 декабря 2021

А Вы проходили с ребенком психолога перед садом? Что у Вас проверяли? Сравниваете ли умения своего ребенка с возрастными нормами? Предпринимаете какие-либо действия, если ребенок развивается в своем темпе? Занимаетесь ли с ребёнком дома? Что у вашего ребенка получается лучше всего, а что никак не дается? :)

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!