Написала я заметку об особенности Гриши, которая меня удивляет. О равнодушии к мнению других людей.
Спасибо за комментарии. Понятней мне не стало))) Но пообщались отлично.
---
А сейчас я хочу поделиться опять не особо важным (болею, не до важных мыслей), но чем-то очень про аутизм.
Догадываюсь, что родители, у которых есть другие дети знают то, что я напишу. Но у меня только Гриша. И я это не очень осознавала.
Есть мнение среди людей, не имеющих отношения к больным детям, что мамы таких детей прям со слезами на глазах взирают на здоровых детей. А кто-то думает, что с завистью.
Не скажу за других. Но про себя могу пару слов написать. Никогда с завистью на здоровых детей не смотрела. Со слезами в общем-то тоже. У меня есть сын и он такой. Мне надо с этим что-то делать. Вот такие мысли в моей голове были всегда. Никогда других.
Но у меня всегда было другое ощущение. Вот такое: КАК ЖЕ ЭТО ПРОСТО!!!!!!!!!!!!!!! Как просто общаться со здоровым ребёнком. Это словами не передать. И не объяснить, КАК это просто, в сравнении с общением с аутичным ребёнком.
Знаю, что сейчас многие родители закатили глаза. Это с моим то просто общаться? Да он...
И да, я понимаю, что не просто.
Но...
Но это здоровые дети.
А летом мне выпала возможность очень плотно, не только в коридоре реабилитационных центров, пообщаться и поработать с двумя мальчиками (Гришиными братьями). Не просто поиграть. А именно побыть педагогом в коллективе не очень обычных детей. Включая Гришу.
И я помню, как после первой такой встречи мы ждали с Гришей автобус на жуткой июльской жаре, а я не могла понять, что только что было...
Задания я взяла разные, но в основном те, с которыми мы работали с Гришей, только очень лёгкие. Ибо мальчики с УО. И я не знала, что вообще они могут.
И да, могли они мало (в сравнении с Гришей). Но БОЖЕ МОЙ... Как они хотели работать... Как они хотели говорить со мной, с педагогом. Как хотели всё делать, что бы я не предложила. И с каким восторгом они отвечали на вопросы. И с какой радостью принимали любое моё задание. Да, многое не понимали и многое у них не получалось. Но на то и есть педагог, чтобы помочь сделать так, чтобы получилось. И это так просто...
Как понимаете, у Гриши этого никогда не было и, в общем-то... нет по сей день. Вся его учёба и жизнь просто выстроена таким образом, что у него нет вариантов отказаться. Никто на него не орёт и не угрожает, не шантажирует напрямую. Это и сегодня бесполезно. Нет. Законы или правила в нашем доме такие, что... нет вариантов не учиться или чего-то не делать.
Ученики. И мальчики, которые помогли Грише сделать самый важный шаг в жизни. Шаг к людям.
И стояла я на испепеляющем солнце после первого занятия с мальчиками, смотрела на Гришу, который сидел на скамеечке и думала... боже мой, как мне это удалось?... Как удалось добиться от Гриши того, что есть сейчас, без вот этого желания ребёнка, которое я лицезрела только что в течении 40 минут. На двух лицах...
Когда мне кто-то говорит или пишет, что вот какая Вы молодец, я всегда думаю, что люди слишком впечатлительные или вежливые. Или ещё что. Потому что до этого лета я не очень понимала, а что такого. Ну аутизм. Ну у многих детишек он, и многие родители вытащили деток. А я нет. Чем тут восхищаться? Не понятно.
Но тогда, в июле, я первый раз поняла, какую стену удалось снести. Что удалось выстроить между Гришей и людьми.
Ибо основной проблемой у Гриши было не отсутствие речи, а то, что ему по барабану были окружающие люди...
Да, я пишу, что нет-нет, он был общительным, когда ему хотелось. И это правда.
Но его "общительность" ни в какое сравнение не идёт с заинтересованностью других детей.
На столько не идёт, что вообще не совместима с жизнью. Если тебе так без разницы на взрослых, то и загнёшься ты... ничему не сможешь научиться. Говорить в том числе.
И вот эту самую заинтересованность в людях, которая появилась у Гриши, её выстроили, сделали, научили. И, если честно, я не очень понимаю, как у меня на это хватило... сил.
Может быть, мне очень помогло, что не было рядом более менее здоровых детей. Потому что, если бы они были, и я имела возможность постоянно сравнивать, на сколько сложно общаться с Гришей, то и не смогла бы.
А так как этого не было. А был мальчик, которому глубоко на тебя плевать, как на маму, как на педагога. То приходилось шевелить извилинами, а как же это изменить.
И самым сложным было сделать именно это, изменить его отношение к окружающим.
Даже читать научить его было проще (а ушло на это 3 года), чем пробить стену равнодушия.
---
Прошло полгода с июля 2021. И Гриша уже не выделяется так сильно на фоне братьев. И с ним уже тоже легко. А во многих моментах даже легче.
Потому что, каким бы Гриша ни был чудным, мальчик он очень умный. И это становится всё очевиднее. И проявляется не столько в знаниях, сколько в способности очень быстро постигать законы окружающего мира без сторонней помощи. Вот как ушло что-то, что мешало 10 лет это делать, так и начал постигать.
Но я всё равно не понимаю, как удалось его вообще чему-то научить. Хотя как раз тому, как я это делала, сама того не осознавая, посвятила я множество статей на этом канале.
Мне один комментатор написал (привет, Татьяна), что Вы каждый раз пишите, что не знаете, а потом подробно описываете, что делали, и всё становится понятно. Прикол. Описать я описываю, но я не понимаю, как то или иное действие помогло. А главное, почему оно помогло.
Итак.
Самое сложное в работе с аутичным ребёнком не научить его чему-то, а сделать возможным сам процесс взаимодействия. То, что дано даже очень и очень органически не умным детям, таким как Гриша не дано. От слова совсем...
И в общем-то, не дано по сей день.
Просто каким-то чудом получилось выстроить в его жизни такие правила, следуя которым, как по плану в лабиринте, он смог выбраться из этого состояния, полного равнодушия к окружающим.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Написал кто-то под статьёй о мотивации, что нет-нет, мотивация - это самое главное в обучении ребёнка. И это знает каждый педагог и мамы обязаны это понимать.
Да. Хорошо. Просто отлично.
А вот когда нет у ребёнка мотивации не то что учиться, но и тупо смотреть на тебя, как ты будешь это, всем педагогам и мамам известное, знание применять????? Искать мотивацию? А если не найдёшь, то что? С умным видом скажешь, что ребёнок не обучаем и место ему в закрытом спецучреждении в мягкой комнате?
Ну да, ну да.
---
Картинки моего первого педагогического опыта)))