Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Брюс Дикинсон. Scream for me Sarajevo. Концерт в Сараево, 1994

Постер фильма Scream for Me, Sarajevo, 2016
Постер фильма Scream for Me, Sarajevo, 2016

Брюс Дикинсон:

У меня дома зазвонил телефон.
– Хотелось ли бы вам провести концерт в Сараево?
– Разве там не идет война прямо сейчас?
– Идет, но все урегулировано силами ООН. Вы будете в полной безопасности. Все тщательно спланировано.
На самом деле мы не были в безопасности, никакого плана не было, а пули были настоящими. Но, черт возьми, мы все равно туда поехали.

В декабре 1994 года шёл восьмой месяц осады столицы Боснии и Герцеговины города Сараево. Именно во время военных действий город посетил бывший на тот момент фронтмен группы Iron Maiden со своей группой, чтобы дать бесплатный подпольный концерт для жителей города.

Фильм поделён на три части. Первая посвящена положению в городе в течение 1992 года, когда началась осада до приезда в город группы Дикинсона. Интервью с организаторами и участниками тех событий, которые, в большинстве своём были молодыми людьми, попавшими в цепкие лапы войны. И приезд Брюса Дикинсона для ценителей рока и метала был тогда сродни явлению духовного спасителя, который хоть на пару часов, пока со сцены играет музыка заглушит постоянные мысли о смерти и гибели.

Создатели и участники фильма
Создатели и участники фильма

Многие из тех, кто попал тогда на концерт были готовы пойти чуть ли не под пули, лишь бы окунуться в эти несколько часов, и их можно понять. Никто не мог тогда с уверенностью сказать, что доживёт до завтрашнего дня, поэтому фактически терять было нечего.

Во второй части фильма появляются музыканты, бывшие на тот момент участниками группы Брюса, за исключением гитариста Алекса Диксона, ну и конечно сам Дикинсон.

По эмоциональному воздействия Брюс сравнивает эту поездку с поездкой в Освенцим в середине 80-х.

Из автобиографии Брюса Дикинсона "Зачем нужна эта кнопка?":

В моём сознании до сих пор очень ярко живет тот момент, когда один из старших мальчиков вскочил и начал хлопать в ладоши, повернувшись к ближайшей группе малышей. Они упали на землю и распластались. Хлопки были для них условным сигналом приближения смерти – звуком стрельбы пулеметов и снайперских винтовок. Поэтому следующая стайка детей тоже попадала наземь, покуда все они не лежали, с прижатыми к земле руками и ногами, застывшие на пороге смерти. Мы были ошеломлены и перестали играть. Дети, смеясь, поднимались на ноги. Мне стало ясно, что мрачная реальность зоны военных действий может извратить и испортить даже такую простую вещь, как хлопки в ладоши.

Кадров самого выступления в фильме очень мало, тогда явно никто не задумывался на тем чтобы запечатлеть концерт на камеру, да и с точки зрения драматургии фильма концертные вставки были бы лишними.

Третья часть фильма посвящена возвращению Дикинсона в Сараево в 2015 году. В восстановленном и мирном городе он встретился с теми участниками декабрьских событий 1994 года, кто остался жив. Невероятно трогательные кадры благодарных людей, смущённого вокалиста Maiden, печальных глаз тех, кто пришёл на кладбище навестить недоживших до мирных времён.

Событиям тех дней посвящена вышедшая в 1996 году на альбоме Skunkworks песня Inertia.

Брюс Дикинсон:

Путешествие на поезде обратно в Лондон выглядело сюрреалистичным. Привычные, нормальные вещи казались сном, торжеством определенности на фоне той адской бездны, которая все еще пузырилась перед глазами каждого из нас.

P.S. представленный ниже саундтрек это не запись концерта в Сараево в 1994 году, а подборка композиций, которые звучат в документальном фильме.

Фильм с переводом на русский язык можно посмотреть в группе ВК, посвящённой творчеству Iron Maiden по ссылке.