Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Псалом 50

Оглавление

Часть 3

Начало (часть 1, часть 2)

«Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Здесь Давид впервые заговорил о радости и веселии, и о том, что кости смиренные возрадуются. Во-первых, хочется отметить, что истинное и подлинное покаяние ― это некое многосоставное чувство. Оно состоит не только из сокрушения и сожаления о том, что ты сделал. Оно состоит еще и из предвкушения прощения, из уверенности в том, что прощение может быть, и что это прощение принесет с собой вместе облегчение и радость, утешение и успокоение. В подлинном, настоящем покаянии есть это предощущение возможной радости. Также там есть желание исправить свою жизнь, измениться. Давид показывает, что в подлинном покаянии есть надежда на радость. «Слуху моему даси радость и веселие». Моим органам, чувствам моим дай радость и веселье. «Возрадуются кости смиренныя». Это естество, по сути дела. Мы иногда употребляем выражение: «Я чувствую себя совершенно разбитым». Что мы имеем в виду? Мы же не имеем в виду, что мы, как разбившаяся кружка, представляем из себя такие же осколки? Мы чувствуем какую-то внутреннюю несобранность. Вот так и здесь. Кости смиренные ― это когда мой внутренний каркас, стержень разрушился, но мое естество, если Ты простишь меня, омыешь меня, возрадуется и соберется.

«Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти». Здесь мысль понятна. Давид просит, чтобы Господь не взирал на его беззаконие, потому что невозможно ничего сказать в оправдание.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Созижди» ― то есть создай, сделай, возврати. Давид говорит, что мое сердце не просто осквернилось и испачкалось, оно разбито. А Ты его созижди, воссоздай снова.

«Дух прав обнови во утробе моей». «Утроба» ― это внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души. Там, во мне, мой дух обнови.

«Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».Здесь Давид просит, чтобы Господь не прогнал его с глаз долой. То есть не прогоняй меня, не отвергай меня.

«Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя». «Воздаждь» ― это не просто дай мне радость спасения, а верни ее. То есть она когда-то была, а я ее утерял в результате греха. «Дух Владычний» ― это Дух Святой, о Котором говорится в предыдущем предложении. «Духом Владычним утверди мя», то есть укрепи, сделай твердым, утверди. Эти слова «воздаждь ми радость спасения Твоего» нам, православным христианам, сейчас произносить даже более удобно, чем царю Давиду. Здесь уже пророчество проскальзывает, потому что для нас спасение ― дело уже свершившееся. Речь идет о Христе Спасителе. Он пришел и нас спас. Мы наследовали это спасение, и у нас была духовная радость, но своими грехами мы утеряли ее. Давайте вспомним, как мы себя радостно ощущали, когда только обрели Бога, как это много для нас значило, как это было важно. Эту радость мы утеряли. Об этом мы просим, когда говорим эти слова: «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя».

«Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Это предложение может быть понято превратно. Дело в том, что ощущение такое, будто человек просит: «Ты меня прости, и я пойду других учить уму-разуму». Нет. Давайте вспомним, что Давид был действительно праведным человеком и образцом для очень многих людей. Это образец истинно верующего человека, истинной надежды на Бога, упования на Бога, истинной кротости, смирения. Царь Давид ― это действительно феномен. Он являлся таким примером. Но какой сейчас с него пример, если он такое совершил? Он это осознает и говорит о том, что если Ты воздашь мне радость спасения Твоего и укрепишь меня Духом Владычним, то я снова буду примером для людей. Это третья составляющая покаянного чувства. Еще раз повторим: оно состоит из сокрушения, из предвкушения радости прощения и от желания исправиться.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей».Во-первых, кровь ― это убийство, которое совершил Давид. Не своими руками, но, тем не менее, совершил. Он признает, что повинен в смерти. Но здесь также имеются в виду и жертвы. Дело в том, что в древнем Израиле Богу приносились кровавые жертвы: тельцы, овны, агнцы, голуби и так далее. Жертвенные животные закалались и приносились Богу за грехи. «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего», ― здесь два раза повторяется и как бы усиливается обращение «Боже». «Боже спасения» ― это, опять же, нам, христианам, ближе, чем Давиду. Потому что у нас есть Спаситель, Господь Иисус Христос. «Возрадуется язык мой правде Твоей». О чем здесь речь? О том, что если Ты меня избавишь от моего греха, очистишь меня от всего, сердце чисто создашь во мне и дух прав обновишь во утробе моей, то я не умолчу об этой Твоей милости. Я буду прославлять Тебя ― «возрадуется язык мой правде Твоей». «Язык» ― это способность к речи, дар речи.

Дальше к этой мысли Давид приходит еще раз: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Он об этом же говорит, только другими словами.

«Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». «Если бы Ты захотел жертв, ― говорит Давид Господу, ― ягнят, телят, ― я бы Тебе их дал. Но Ты не благоволиши всесожжения, не хочешь». Что значит «всесожжения»? Это один из видов жертвоприношения, когда закланное животное полностью сжигалось, без остатка. Эти всесожжения, которые являются максимальной жертвой, Ты не благоволишь, то есть они Тебе не нужны, потому что жертвы Богу ― дух сокрушен. Вот истинная, настоящая, подлинная жертва Богу. Дух сокрушен, тот дух, который имеет Давид. Сейчас, читая этот псалом, мы видим: вот он, дух сокрушен. Вот это и есть «Жертва Богу дух сокрушен, и сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Здесь Давид уже не просит, он просто констатирует, что сердце сокрушено и смиренно, его сердце, которое он демонстрирует в предыдущих стихах, Бог не уничижит. Здесь уже ощущение прощения. Молитва услышана и принята.

Дальше идут два стиха. Есть мнение, что это поздняя вставка времен вавилонского пленения. Может быть, псалом Давида заканчивался на словах «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», потому что дальше говорится о стенах Иерусалимских и о времени, когда возобновится жертвоприношение, но это свойственно как раз временам вавилонского плена. Для тех, кто не знает: много позже царя Давида израильский народ был покорен другим государством (Вавилоном) и пленен. Иерусалим и Храм Иерусалимский были разрушены. Народ, находясь в плену, фактически в рабстве, не мог приносить жертв. Будучи в вавилонском пленении, народ мечтал о том, что он вернется в землю обетованную, воссоздаст Иерусалим, построит новый храм и возобновит богослужения. А то, что с ними произошло, это было за их великие грехи. Вот поэтому, читая этот покаянный псалом, добавили два стиха.

«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския».Сион ― это один из холмов, на котором находился Иерусалим. В частности, именно на нем находился дом царя Давида. Для иудеев того времени Сион ― это некое сакральное место. Изволь дать благо Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские, то есть пусть окрепнет этот Иерусалим. Но речь здесь идет, конечно, не о городе. Мысленно мы в эти слова вкладываем другое значение. Мы же не иудеи времен вавилонского пленения. Здесь под Сионом подразумевается Церковь Божия. Поскольку я, как член Церкви Христовой, своими грехами Церковь разрушаю, то, принеся Богу покаяние, я прошу также и о Церкви. Изволь, Господи, дать благо святой Церкви Твоей, чтобы она укрепилась.

«Тогда благоволиши жертву правды возношения и всесожигаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Эта строчка, наверное, самая трудная для толкования, потому что это явное пророчество, это речь о будущих временах. Тогда Ты благоволиши жертву правды. Когда? В будущем, когда созиждутся стены Иерусалимские. Речь шла о ветхозаветной Церкви, но мы сейчас имеем в виду новозаветную. Когда она укрепится и когда она вообще будет на Земле, Ты благую волю Свою выскажешь, примешь решение Свое и сделаешь жертву правды. Давид перечисляет виды жертв: жертва возношения, жертва всесожжения. Это все не нужно, нужно Богу приносить только правду. Вот я, Давид, поступил не по правде, а должен поступать по правде. Эту правду я должен приносить Богу. Это дороже всех всесожжений и жертв. То есть в этом стихе пророчество о будущей Церкви, о том, что будут иные жертвы, не кровавые, а жертва правды. Мы будет творить, совершать правду. Это и будет необходимая жертва Богу.

«Тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Здесь есть некий прообраз, некая тонкость. Дело в том, что жертва, по сути дела, которую люди приносили в древности Богу, носила характер замещающей жертвы. То есть, по идее, человек должен сам себя в жертву принести Богу, но поскольку мы хотим жить, то отдаем Богу не самого себя, а часть себя, своего имущества. Есть у меня стадо овец, я из этого стада взял овечку и Богу отдал. Это стадо как бы продолжение меня. Мои силы вложены туда, мое время. Из этого моего труда я Богу что-то отдаю. Это как бы часть меня.

В истории ветхозаветной Церкви был эпизод, когда Бог потребовал от человека, а конкретно от Авраама, человеческой жертвы. Он говорил: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт. 22:2). Авраам, конечно, в ужасе. Но, тем не менее, он идет и собирается выполнить требование Божье. Хотя он фактически не убил Исаака, не зарезал его, не сжег, но в своем сердце он в какой-то момент наполнился решимостью сделать это. То есть он в своем сердце принес эту жертву. В этот момент Господь его остановил, и Исаак был заменен на овна. Авраам принес этого овна в жертву Богу. Но факт в том, что Исаак получился всецело отданным Богу. То есть его отец принес Богу жертву, он теперь Божий. «Тогда возложат на олтарь Твой тельцы» ― это некий намек на людей, которые тоже себя отдадут Богу. Да, над ними Авраам не занесет свою руку с ножом, но они сами себя принесут Богу и отдадут свои силы, свою жизнь. Кто-то из них станет мучеником, кто-то великим праведником, преподобным, святителем. Но они сами себя целиком посвятят Богу ― это и есть тельцы. Вот тогда будет явлено много праведников.

Две последние строки псалма ― явное пророчество о грядущих временах, о будущей Церкви. Поэтому есть такая версия, что эти строки дописали потом, во время вавилонского плена. Но также вполне может быть, что автор этих строк ― сам Давид. Он их написал, когда и стены у Иерусалима были, и все было в порядке, и жертвоприношения совершались. Все было нормально. Но эти слова означали будущее, грядущее, то, что имеет место быть ― о будущих судьбах мира, о будущей Церкви Христовой и о жертвах Богу, которые будут совсем не кровавые, а жертвой правды.

То есть Давиду в результате всего происшедшего каким-то непостижимым образом открывается осознание того, что жертва Богу дух сокрушен. Это важнее всех всесожжений и жертв. Он и раньше это знал, но теперь в глубине прочувствовал, вполне осознал. Он как пророк увидел где-то там, вдалеке, что так будет. А когда мы с вами его читаем, для нас это уже в большей степени прошедшее время. То есть уже была принесена жертва правды на Голгофе, уже явлены сонмы мучеников, преподобных и богоносных отцов и матерей. Церковь воссияла многими святыми. Возложили на олтарь тельцов, то есть были принесены Богу такие жертвы. Люди сами себя принесли. Но ведь история еще не закончилась, и еще будут приноситься жертвы. В конечном счете, все завершится будущим Небесным Иерусалимом. Тогда будут праведники там, уже в Царстве Небесном.

Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Дивеево. Фото igor_folomeev с сайта Pixabay
Дивеево. Фото igor_folomeev с сайта Pixabay