Часть 2
Обратимся непосредственно к тексту псалма. Хотелось бы обратить ваше внимание на 3 важных момента. Первый момент. Псалом 50 ― пророческий. Несмотря на состояние царя Давида и тот грех, который он совершил, все-таки некий пророческий дух от него не ушел. Давид в этом псалме прозревает тонкие вещи, которые касаются будущего.
Второй момент. Как и любой другой, псалом 50 ― это молитвенная поэзия Ветхого Завета, поэтому стояла довольно сложная задача ― перевести эту поэзию сначала с древнееврейского языка на греческий, потом с греческого на церковнославянский. Нужно было сохранить не только оттенки смыслов, но и красоту самого произведения, его внутренний ритм, при этом сохранить намеки на пророческие моменты. Задача нетривиальная. Поэтому тексты псалмов ― довольно сложные тексты. Их нельзя открыть, прочитать и вдохновиться. В них нужно погружаться.
И третий момент. Ветхозаветная поэзия характеризуется неким параллелизмом мыслей: одна и та же мысль повторяется дважды. Например, в 50 псалме: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Тут одна и та же мысль высказана разным способом. Слова разные, но мысль одна. Это дает некую устойчивость конструкции, усиливает эффект. Она повторяется и усиливается, дает некий стереоэффект. У нас с вами два глаза. Одним глазом мы видим так, а другим немного по-другому. Разница небольшая, но она есть. А в итоге мы видим объемную стерео-картину. Точно также и в данном случае. В результате сама по себе мысль приобретает некий объем. Я надеюсь, что мы это почувствуем.
Еще я надеюсь, что мы с вами почувствуем настроение псалмопевца, как оно менялось по ходу чтения или написания этого псалма: от сокрушенного состояния до крайней степени сокрушения, а потом пробуждается надежда на прощение и желание что-то исправить. Давайте обратимся к самому тексту пятидесятого псалма:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконные путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».
А теперь давайте разберем псалом детально.
«Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей». Вот первая строка. По-моему, здесь все ясно. Давид просит Бога помиловать его по великой милости Божьей. Эта же мысль повторяется следом.
«И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Вот он, параллелизм мысли. Грех, беззаконие сравнивается с какой-то духовной нечистотой. Поэтому Давид просит Господа очистить его от этой нечистоты.
«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». «Наипаче» ― «более всего», «особенно». То есть я прошу Тебя прежде всего: от этого меня избавь. Это важнее всего для меня.
«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну».Почему Давид приводит в качестве аргумента, прося очистить от греха, что знает свое беззаконие? Здесь речь идет об осознании. Давид как бы говорит: я понял, я осознал, я увидел. Вспомним, что на протяжении нескольких месяцев Давид к одному греху прилагал другой и не видел, в каком состоянии находился. Причем это совершал пророк, благочестивый человек, праведник, пребывая в духовном ослеплении. А потом он осознал, увидел. Что значит осознать и увидеть? Это значит выйти из своего ослепленного состояния и посмотреть на себя со стороны. Чтобы увидеть свой грех, ты должен уже внутри себя измениться и увидеть, какую мерзость ты делаешь. Поэтому если человек говорит: «Да, я осознал», ― это смягчающий фактор.
«И грех мой предо мною есть выну». Ничего общего с выниманием чего бы то ни было это не имеет. «Выну» ― «всегда». Поэтому церковнославянское выражение «очи мои выну ко Господу» означает, что мой взгляд, мой взор всегда обращен к Богу. Я постоянно перед мысленным взором имею Творца, несмотря на то, что в этот момент делаю, где нахожусь, чем занимаюсь. Но внутри я всегда себя ощущаю пред Богом, мысленно Его наблюдаю. Это вовсе не означает, что я вынимаю свои глаза или как-то их выпячиваю, выкатываю от старания (так стараюсь это сделать, что аж очи из орбит вылазят). Нет, не об этом речь. «Выну» ― значит «всегда». Здесь Давид говорит о том, что мой грех всегда предо мной. А не так, что я жил-жил и вспомнил: у меня какой-то грешок есть, дай-ка я у Боженьки прощения попрошу. Этот грех постоянно передо мной, он мне не дает жить спокойно. Я есть не могу, спать не могу, я жить не могу. Висит этот грех перед моими глазами, и ничего другого я не вижу.
«Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих».Почему Давид говорит, что он согрешил Богу Единому? Ведь он же согрешил против Урии Хеттеянина, против Вирсавии. Давид приказал военачальнику поставить Урию в опасную зону и вовремя отступить, чтобы его убили. Но там гибли и другие люди, не только Урия. Перед теми людьми Давид тоже виноват. Это по его милости все было устроено. Люди сложили свои головы почем зря. Так что он много грехов натворил. Перед этими людьми он виноват. Почему же Давид говорит: «Тебе Единому согреших»? А дело в том, что всякая правда от Бога. Да, он виноват и перед Урией, и перед Вирсавией, но за этими людьми стоит Сам Господь. Поэтому опосредованно через этих людей он виноват перед Богом. Там конечный пункт, там источник всякой правды. Нет другого, который был бы законодателем и требовал бы что-то свое. Только перед Ним, перед моим Богом: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих».
Вспомним еще, что Давид все-таки царь. Царь не подлежит суду человеческому. Кто может его судить? Кто может предъявить ему какое-то обвинение? Вспомним, как повели себя слуги: только царь намекнул, сразу же все организовали. И военачальник: только царь захотел, он все сделал, как надо. Никто не упрекнул, никто не сказал, никто не спросил, в суд не подал. Неподвластен царь суду человеческому. Он сам есть суд, но он ощущает себя внутри подвластным суду Божьему. Поэтому и говорит: «Тебе Единому». Люди меня не судят, но я знаю, что я пред Тобой виноват. Я жду Твоего прощения.
А мы, читая эти строки, что имеем в виду? Мы тоже как христиане должны вести такую жизнь, чтобы не быть подвластными суду человеческому. Какие к нам могут быть претензии со стороны закона, если мы живем по заповедям Божьим? Закон человеческий, гражданский всегда мягче. Заповедь гораздо строже. С точки зрения закона, мы, может быть, уважаемые люди, честные, преданные, верные, бескорыстные. Мы достойны наград и похвалы, нас должны выделить, выписать премию, вручить орден. Но внутри себя мы должны знать: я пред людьми такой, а пред Богом меня есть за что судить.
«Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити ти». То есть когда Ты будешь судить меня и выносить Свой обвинительный приговор, будешь прав.
Дальше Давид как бы усиливает свою речь, усиливает свое сокрушение. Он восклицает: «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Речь не идет о том, что зачать ребенка ― это беззаконное и грязное дело, и рождение ребенка ― это нечто скверное. Нет, вовсе нет. Речь идет о том, что ребенок, рождаясь, наследует от своих родителей поврежденную человеческую природу. Хотя он на момент рождения личного греха не имеет, но природу он имеет уже поврежденную. Вырастая, он сам начинает грешить как наследник этого первородного повреждения.
«Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». «Истину возлюбил еси» ― это он про Бога говорит. Ты возлюбил истину. Ты явил мне безвестные и тайные премудрости. Вспомним о том, что Давид был пророком. Псалом тоже пророческий, в нем есть пророческие моменты. Безвестные и тайные премудрости ― некие вещи, которые Господь открыл Давиду на тот момент. Они были сокровенны от других людей. Две мысли ― «се бо в беззакониих зачат есмь» и «се бо истину возлюбил еси» ― имеют слово «бо», потому что они обе непосредственно относятся к предыдущему предложению. В нем говорится о суде: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих». Я пред Тобой сотворил лукавое. Ты, когда будешь со мной судиться, победишь. Вынося свой приговор, Ты будешь прав. Почему? Потому что я в беззакониях зачат и во грехах родился. А Ты возлюбил истину, и Ты явил мне, такому немощному, Свое милосердие, открыл мне безвестные и тайные премудрости. Ты оказал мне честь, а я оказался ее недостоин.
«Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся». Иссоп ― это растение, которое использовали в ветхозаветных богослужениях, макали в воду или в кровь жертвенных животных и окропляли человека, больного проказой. Проказа ― это страшная болезнь, заразная, поэтому прокаженный изгонялся из общества. Если человек заболевал проказой, священник его освидетельствовал. Если в итоге оказывалось, что да, это проказа, человек объявлялся нечистым и изгонялся из общества. Если со временем проказа проходила (такое случалось), то человек приходил к священнику. Священник должен был его опять же освидетельствовать и окропить иссопом ― травой, омоченной в воде или в крови жертвенного животного, и объявить его чистым. После этого человек возвращался в общество. Кстати говоря, именно поэтому, когда к Иисусу Христу подошли десять прокаженных мужей, они остановились, не подошли к Нему. Стали просить Его издалека: «Иисус Наставник! помилуй нас». «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:13-14). То есть Он их отправил показаться священнику. Здесь Давид использует этот образ: «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся». Ярче, чище снега убелюся.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.