Иногда смотришь на некоторые материалы журнала – и какая-то незавершенность гложет. Написать еще в том же духе? Или в прошлый раз что-то не так сказал?
Вообще-то я думал написать про то, как ходил на боулинг. А что? Тоже хорошая игра! Тем более, журнал – про фантастику, а кегельбан оформили в стиле «Звездных войн». Правда на боулинг я пришел, а с него - уже выползал…
Давным-давно в далеком-предалеком детстве у меня была одна неприятность. Я путал левую и правую стороны. Даже ботинки неправильно надевал. И так мне хотелось, чтобы поскорее настало то светлое будущее, где всегда точно известно, какая где сторона. И вот, спустя годы, желание сбылось! Стоит не так дернуться, как сразу «напоминание»: Левое колено, правая стопа…
Увы, случается, что путаешь в жизни не только направления.
Приступая к обзору первого мультфильма про Петьку и Василия Иваныча, у меня было одно дело. Одно дело! Не перепутать отцов серии Олега Захарова и Вячеслава Письменного. А ведь, казалось, я сделал все, чтобы этого не произошло – давно следил за серией, даже читал Дзен-канал Олега! Но когда пришло время процитировать отзыв, я все напутал, потому что в комментариях под видео изменилось название канала. И у меня почему-то всплыло имя Вячеслава Письменного. Видимо от того, что я твердо помнил, что он позже вернулся в серию… И вместо того, чтобы лишний раз все перепроверить (или прочитать соседний комментарий!) – я приписал то, что пришло в голову.
Пассаж выше не про то, что кто-то, кроме меня, путает Олега Захарова (ныне Олега-Олафа Гудвина) и Вячеслава Письменного. Более того, уверен, что они друг друга совсем не путают!
Это я к тому, что бывало запланируешь что-то, прицелишься… И все равно ударишь себя молотком по пальцу. Или серия, с любовью созданная одной студией, внезапно перейдет к другой.
Приступая за этот материал, я вспомнил прошлый и подумал: Может, я как-то не так отозвался о второй части? Да я и не о ней отозвался, в сущности, а о мультфильме. Что не хватило материала на полноценную картину, в отличие от первой части. И от этих слов не отрекаюсь (хотя на другом канале смонтировали подлиннее – и там почти полный метр).
Так в чем же дело? Глаза заволакивает зеленая, как галифе, пелена ностальгии. Вторая часть "Петьки" была для меня первой!
Знакомство с серией я начал с «Судного Дня». Мне даже удалось раздобыть махонький такой постер, типа флаера, с Чапаем-Терминатором. А потом и диск с игрой. К слову, даром, что короче – она и стоила дешевле. Один диск, а не три как первая, все же.
И прошел я ее сам, без подсказок. И по Гадюкино побродил, и с Биллом Гейтсом прославленным пообщался.
Как человек, долгие месяцы своей жизни проживший в деревне, скажу, что первая часть мне ближе. Во второй - Гадюкино порезано. Но тоже хорошо – раскрыть подземный комплекс под деревней, кто не мечтал о подобном? А уж попасть в Америку – это было как минимум неожиданно.
В одном из интервью я прочел, что создатели поздно узнали об истинной популярности серии. И это немало расстраивает, ведь я точно помню, что на рубеже 21-го века первые две игры считались чем-то невероятно крутым, и при этом своим, родным. «Петьку» обсуждали, диски с ним были в каждом компьютерном магазине, про то, что у меня был постер – я уже писал.
Более того, лично я считаю «ПиВИЧ спасают галактику» родоначальником русского квеста. Конечно, были до них и другие игры, в том числе в родной (в основном, в сказочной) стилистике. Но даже весьма успешные «Братья Пилоты» были короче, абстрактней и гораздо слабее обыгрывали отечественные темы. И именно ПиВИЧ задал планку, стал эталоном, которому подражали (например, большинство русских квестов до конца нулевых были рисованные, хотя 3D с каждым годом становилось все доступнее).
Петька и Василий Иванович были настоящими народными героями, можно сказать, богатырями. Если внимательно присмотреться, то в трактовке первых двух игр просматриваются… хитрый Алеша Попович и сильный и многоопытный Илья Муромец. Возможно, что спустя несколько лет студия «Мельница» тоже нащупала эту жилку.
Я читал в интервью Вячеслава Письменного, что он забуксовал на «Возвращении Аляски», третьей части от студии «Сатурн+», и так и не смог пройти ее до конца. Не значит ли это, что она худшая в серии? Или что из нее получился неважный мультфильм?
Не будем торопиться с выводами! Прежде всего разберем оформление и сценарий.
К Петьке и Василию Иванычу подкатывает Фокс Малдер… Пардон, Мокс Фалдер, но в нем сложно не узнать Дэвида Духовны. Агент сообщает, что своими прыжками во времени герои вконец расшатали пространственно-временной континуум, а деревню Гадюкино и вовсе закинуло на Аляску. И теперь «красным товарищам» (так зовут наших протагонистов в английской версии) нужно вернуть все взад. То есть, как прежде.
Помнится, и это было заметно по концепт-арту, в первых двух «Петьках» преобладали округлые формы. А человек любит все круглое. Это хорошо показано, например, в диснеевском «Короле Льве». Симпатичное круглое личико львенка Симбы и отвратительная треугольная морда Шрама (Вас, кстати, никогда не мучил вопрос, почему отец Симбы - африканский лев, а его дядя - азиатский?)
Ну так вот, в «Возвращении Аляски» фигуры героев превратились из приятных и округлых в тощие и треугольные. А у Чапая репа – цвета свеклы, будто его озвучивал не артист Пожаров, а артист Ефремов!
И Петька почему-то стал походить на Балбеса в исполнении Юрия Никулина. Наверное, пережиток «Новых Бременских», по мотивам которых создатели «Аляски» ранее делали приключение. И где один из разбойников тоже был списан с легендарного актера.
Фоны, в отличие от двух предыдущих «Петек», часто не сочетаются с анимированными персонажами. Кажутся то слишком вылизанными, то слишком скомпонованными, то трехмерными, то фотореалистичными.
Ну и еще одно замечание, которое изо всех сил хочется вынести за скобки. В «Возвращении Аляски» есть следующий эпизод. Герои заходят в казино, где бармен – чернокожий. И его зовут… Сникерсом. Василь Иваныч при виде бармена восклицает: «Смотри, Петька, обезьяна дрессированная!». А когда тот возражает, добавляет: «О, она еще и говорящая!». А потом Чапай в сердцах произносит известную шутку: «Две вещи я больше всего ненавижу: расизм и *раса бармена*».
Эти анекдоты не были смешны еще в девяностых. Но напрягает, как ни странно, не эта сомнительная шутка. А то, что ее не вырезали из английской локализации, а оставили без изменений! Зачем?!! Неужели переводчики думали, что за бугром над этим будут смеяться?
При всем при том, первые «Петьки» подобной ерунды не позволяли. Да, припоминается мне рецензия в одном журнале на вторую часть. Там автор жаловался на многочисленные шутки про меньшинства. Но мне лично в «Судном дне» запомнилось, что Чапай лишь в шутку пригрозил Петьке: «Изнасилую!». Повторюсь, в шутку и другу (чуть было не написал близкому). Ни с кем не сравнивая и никого не называя.
Впрочем, в «Возвращении Аляски» досталось почти всем национальностям. Украинцы торгуют салом, индейцы – непременно чингачкуки, мексиканцы носят сомбреро, а китайцы говорят со смешным акцентом. А про вредные привычки россиян – так, наверное, если не каждая пятая, то десятая шутка.
И ведь не скажешь, что раньше в серии над этим не шутили… Шутили, но как-то беззлобнее что ли.
Уф, пожалуй, закончим с этим вопросом. Тем более, как игру «Возвращение Аляски» я не помню, как разочаровавшую. Скорее как среднюю или выше среднего. А вот мультфильм меня по итогам даже порадовал.
Геополитики, кстати, несмотря на провокационное название, в сюжете почти нет. По большей части сатира над американским обществом и по любому поводу.
Начинается все с изобретательных титров, мешающих музыку из «Секретных материалов» и «Джентльменов удачи» (надеюсь, права на обе композиции, равно как и на другие популярные зарубежные мелодии, звучащие в игре, у создателей имелись).
С чем мультфильм можно сравнить, так это с передачей «Городок». Два героя, усатый и без, одна сценка за другой, разные декорации. Большую часть игры красноармейцы проведут в барах, но чаще в местах, где известные герои устного фольклора обычно не появляются. В джунглях, например. Вы помните такой анекдот: «Идет Василий Иванович в джунглях»? Вот и я не помню! (Прим. Написав это, я все-таки не удержался и загуглил: «идет как-то Чапаев в джунглях»… Не повторяйте моей ошибки!).
Половина прошлой части, что не всем понравилось, проходила в США. Тут же США до самого финала. Причем в начале представляется Америка с нескрываемым презрением: «угол какой-то вонючей стрит и не менее смердящей авеню».
Раньше у героев были мощные антагонисты – белые (в смысле не только расы, а еще и гвардии) и инопланетяне. Теперь «врагом» числится временная аномалия, а персонажи шатаются без особой цели, натыкаясь на типичные для квестов препятствия. Вся суть – в названии: Им нужно попасть на Аляску, чтобы ее… Правильно, вернуть! Как потом окажется, взорвав гросс-бомбу и отколов часть материка. Взрыв подобной силы должен принести катаклизмы по всей планете и обернуться миллионными жертвами, но в сюжете об этом ни слова.
К наследию серии авторы отнеслись иногда вольно, иногда дотошно. Звучат мелодии из прошлых частей, а с первых кадров сюжет продолжает второго "Петьку", где герои по конец сами стали известными музыкантами. Но потом об этом уже никто не вспомнит.
Из старых знакомых: Фурманов – нынче мормон, Кузьмич - снова пасечник, батюшка - в прошлый раз был хирургом, теперь опять священник. Анка - снова агент под прикрытием и выдает себя за девушку лёгкого поведения. Хотя она самый интересный персонаж из второстепенных. Потому что дает задания… и за прочие человеческие достоинства.
Но иногда возникает ощущение, что сатурновцы делали совсем другую игру до того, как им поручили третьего «Петьку». Например, зачем герои отправились служить в американскую армию, а после воюют на Ближнем Востоке?
Вы уж простите за домыслы, но про создание первых «Петек» ныне известно почти все… А про с третьих по шестую – практически ничего!
Если первый мультфильм был фантастической полнометражной комедией, то третий – скорее ситком. Типа «Сайнфелда». Там тоже эксцентричные герои только тем и занимались, что окружающим вредили. В случае особо «искрометных» шуток даже звучит закадровый смех.
К слову о вредительстве. Если раньше Петька и Василий Иванович если и устраивали "кузькину мать", то исключительно врагам – белым или инопланетянам. Даже священнику в первой части досталось не из-за классовой принадлежности, а потому что он маньяк, душегуб и первый начал. Теперь же протагонисты травят бармена, травят спортсмена. Достанется даже охраннику, который просто выполняет служебный долг. Список можно продолжать бесконечно. Вынужден отметить, это уже не легендарные герои, а заурядные приколисты. Типа Бивиса и Баттхеда.
Ругать, конечно, проще, чем хвалить. А похвалить есть за что. Озвучка – снова безупречна. Во многом благодаря ей серия протянула столь долго. Отсылки на фантастику тоже радуют – под конец разработчики решились на полноценный ремейк «От заката до рассвета»! Лично мне понравилась сюжетная линия про мафию, даром, что дон Корлеоне – не чета Марлону Брандо или Аль Пачино. И Чапай в роли Бэтмена – это тоже мощно.
После просмотра мультфильм в голове не очень откладывается, но развлекает. Поначалу я хотел по мере статьи цитировать здешние шутки… Аж два раза пересмотрел, но не нашел ни одной приличной. Слишком много старых анекдотов, к тому же не совсем к месту.
Но я не говорю, что мультфильм – уморительный. Скорее забавный. Смонтирован он даже лучше, чем в прошлые разы. Со сглаживанием и наездами. Каждый раз ясно, что за вещи используют герои. Самые занудные моменты убрали, важное для сюжета оставили, и мультфильм будет понятен даже тем, кто в игры не играет. Конечно, можно было увеличить разрешение и плавность анимации при помощи нейросетей… Но это тоже вкусовщина.
В общем, спасибо монтажерам мультфильма с канала RKZ – за их старания, актерам – за озвучку, бывшим сотрудникам S.K.I.F. за серию и бывшим сотрудникам «Сатурна+» за то, что продлили серии жизнь. Ну а Вам спасибо за то, что дочитали до конца!
Еще раз благодарим Вас за внимание! На нашем канале есть материалы про другие игрофильмы. Например, про мультфильм для любителей «Тора» и «Warhammer 40K» или про Crisis Core: Final Fantasy. Также у нас есть юмористическая серия, где тоже два героя - один делает, другой помогает/мешает. Или вот еще один рассказ.