Найти тему
Tallirr: history, art & teaching

Польская история в творчестве Яна Матейко.

Биография художника

Ян Алоизий Матейко родился в Кракове 24 июня 1838 в семье преподавателя музыки Франциска Ксаверия Матейко, переехавшего из Чехии, и его супруги Иоанны Каролины Россберг, происходившей из немецкой семьи. Несмотря на происхождение обоих супругов, в семье Матейко были сильны идеи национального величия Польши. Такой патриотизм передался и самому художнику, что будет видно по творческой карьере мастера.

«Портрет Франциска Матейко, отца художника, с тремя детьми», 1853 г.
«Портрет Франциска Матейко, отца художника, с тремя детьми», 1853 г.

Надо сказать, что повышению интереса к истории во многом способствовала не только семья, но и сама обстановка в стране: XIX век стал временем постоянных волнений и попыток возвращения Польше независимости. Дарование конституции, признание Кракова независимым городом, подавление Польского восстания, отмена конституции, огромное количество мелких восстаний, «Весна народов» — все эти события способствовали подъему национального духа поляков.

Воодушевленный идеей национального величия своей страны художник посвятил все свое творчество воспеванию польской истории, призывам к объединению и попытке донести величие важнейших исторических событий до широкой публики.

Надо сказать, что художник глубоко интересовался историей и прекрасно ее знал, но, в то же время, его неоднократно обвиняли в недостоверном изображении тех или иных событий: изображение исторических личностей в то время и в том месте, где быть они не могли, излишняя театральность — все это можно встретить в творчестве мастера. Однако, нельзя не подчеркнуть, что всё это служит раскрытию замысла: Матейко был художником, стремившемся показать не столько само событие, сколько его значение в историческом развитии.

Фирменной чертой творчества Яна Матейко является психологизм работ: его персонажи живы и полны эмоций, а простота портретов подчеркивает характер изображенных людей.

Творческий путь художника начался в 1852 с поступления в краковскую Школу изящных искусств, где он успешно совершенствовал свои знания и навыки. Уже в 1858 году юноша получил стипендию на обучение за границей, побывал в Мюнхене и в Вене, однако вскоре вернулся на родину.

Уже в середине 1860-х гг. к молодому художнику начал приходить успех: его работы были отмечены главной наградой Парижской выставки, а полотно «Рейтан. Упадок Польши» даже было куплено австрийским императором Францем Иосифом.

Несмотря на широкое признание Ян Матейко не начал жить шикарно: он часто дарил или продавал за бесценок собственные работы, много денег вкладывал в восстановление исторических памятников Кракова. Тем не менее, художник не нищенствовал и вполне смог обеспечить жену и четырех детей (кстати, его дочь Хелена унаследовала талант отца и стала знаменитой художницей).

«Портрет четырех детей художника», 1879 г.
«Портрет четырех детей художника», 1879 г.

1 ноября 1893 года 55-летний художник умер от внутреннего кровотечения и был похоронен в своем горячо любимом городе — Кракове.

Творчество.

Одной из первых работ, отражающих глубокое переживание художником событий родной истории стала картина «Станчик» 1862 г.

Станчик — прозвище придворного шута, жившего, предположительно, в конце XV — XVI вв. На самом деле, ни имя, ни происхождение Станчика неизвестно, однако, большинство историков склоняются к тому, что он был реальным персонажем. Согласно историям о знаменитом шуте, Станчик был образован, хорошо разбирался в государственных вопросах и не стеснялся упрекать монархов в их политических промахах.

Образ Станчика особенно стал популярен в XIX — XX вв. (во многом благодаря Матейко), олицетворяя собой патриотизм, политическую мудрость, скептицизм.

«Станчик», 1862 г.
«Станчик», 1862 г.

На картине Яна Матейко «Станчик» (или полное название «Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска») изображен сам шут, сидящий в темной комнате. Образ шута не соответствует тому, что ожидают увидеть зрители: вместо веселого и зажигательного артиста мы видим мыслителя, погруженного в печальные размышления.

Традиционный анализ картины таков: Матейко изобразил контраст между королевским двором, пышно празднующим победу при Битве под Оршей и одиноким шутом, являющимся единственным человеком, переживающим по поводу утраты Смоленска. Взгляд персонажа, полный боли и тревоги, показывает всю глубину переживаний героя по поводу будущего государства. Закрытое черной тканью зеркало еще больше усиливает ощущение траура.

«Станчик», 1862 г. (Фрагмент картины)
«Станчик», 1862 г. (Фрагмент картины)

Тем не менее, есть несколько деталей, которые не позволяют так однозначно трактовать изображение: если присмотреться к письму, брошенному на стол, то можно увидеть отчетливую надпись «Samogitio. A.D. MDXXXIII», что переводится как «Жемайтия (историческая область на северо-западе современной Литвы) 1533 г. н.э.».

Однозначной трактовки этой надписи нет: Ян Матейко был прекрасным историком, потому он не мог отнести падение Смоленска (1514 г.) к 1533 году. Тем не менее, исходя из основных событий истории Польши, можно предположить, что упоминание Жемайтии (нет, Смоленск находится довольно далеко от этой области) должно отсылать к событиям Третьего раздела Речи Посполитой 1795 г., по результатам которого Жемайтия отошла к Российской империи. Таким образом, автор показывает, что захват Польских территорий не является лишь делом прошлых лет, но и присутствует в настоящем.

Относительно даты можно сказать, что именно в 1533 году родился польский король Стефан Баторий, который вел активные боевые действия против Московского царства. Получается, что указание недостоверных места и времени показывает историческое событие не как отдельно взятый факт, а как один из моментов вечной борьбы двух соперников, продолжающейся и по сей день. можем сделать вывод, что автор призывает свой народ к борьбе даже при помощи мелких деталей.

Кроме этого, само название картины тоже содержит фактическую ошибку. Королева Бона Сфорца вышла замуж за Сигизмунда I только в 1518 году, то есть к событиям 1514 года она не могла иметь никакого отношения. Так к чему это нарочитое упоминание королевы Боны? На самом деле, на время их с Сигизмундом правления выпало заключение перемирия 1522 года, согласно которому смоленские земли оставались у России.

Надо сказать, что вопрос русско-польских отношений играл довольно большую роль в творчестве художника, что неудивительно, учитывая политическую обстановку в стране. Одной из наиболее спорных картин мастера стала «Стефан Баторий под Псковом» 1872 г.

«Стефан Баторий под Псковом», 1872 г.
«Стефан Баторий под Псковом», 1872 г.

Движимый польским патриотизмом художник изобразил сцену, на которой Стефан Баторий представлен в качестве триумфатора, а русские послы принижено просят мира. Конечно, осада Пскова закончилась победой защитников города, потому такая сцена является абсолютно недостоверной.

По сути, изображение мирных переговоров под стенами осажденного Пскова отражает желание Речи Посполитой подчеркнуть собственные достижения (захват новых территорий), однако русская сторона не была готова к такому проведению переговоров, так как незадолго до того уже посылалась миссия в осажденный город Великие Луки, который был захвачен и разрушен.

В итоге, в качестве компромисса было выбрано поселение Запольский Ям, в который сам Стефан Баторий не отправился. Таким образом, соединение нескольких различных событий и подчеркнутая театральность полотна направлены на прославление прошлого Польши и принижение достижений России.

Тем не менее, самой известной работой Матейко остается «Битва при Грюнвальде» 1878 г.

«Битва при Грюнвальде», 1878 г.
«Битва при Грюнвальде», 1878 г.

Первое, что следует отметить, это минимальное расстояние от края полотна до самих фигур минимально, потому создается ощущение, словно первый план выходит за границу полотна, захватывая зрителя.

Сюжетом для картины послужили реальные исторические события 15 июля 1410 года, в ходе которых союзническая армия Королевства Польского и Великого княжества Литовского одержали победу над рыцарями Тевтонского ордена. Как и в других произведениях, тут Матейко показывает мощь и величие собственного народа. В момент, запечатленный художником, битва уже выиграна: как и принято в академизме, художник изобразил её «предпоследний» момент.

Тевтонские войны бегут с поля боя, уступая мощной силе союзной армии. Интересно, что не все тевтонцы выглядят испуганными и немощными: Гранд-мастер Ульрих фон Юнггинген продолжает бой, несмотря на большое количество соперников. Однако, здесь также изображен «предпоследний момент»: тонкий, хрупкий меч, вознесенный магистром ордена не сможет защитить его от разрушительной силы копья уже направленного в грудь рыцаря.

«Битва при Грюнвальде». (Фрагмент картины). Гранд-мастер Ульрих фон Юнггинген
«Битва при Грюнвальде». (Фрагмент картины). Гранд-мастер Ульрих фон Юнггинген

Интересно также изображение Святого Станислава над полем боя: покровитель поляков и первомученик словно бы помогает своему войску, умоляя небо об их защите. Такой явный христианский символ делает изображенное полотно, в глазах зрителя, не столько сюжетом войны политической, сколько священной, религиозной.

«Битва при Грюнвальде». (Фрагмент картины). Явление Святого Станислава над полем битвы
«Битва при Грюнвальде». (Фрагмент картины). Явление Святого Станислава над полем битвы

Конечно, творческое наследие Яна Матейко очень обширно и практически каждую картину можно подвергать подробному анализу, спорить об их достоверности, но нельзя не признать его выдающееся мастерство, способность наделять индивидуальными чертами каждого персонажа и невероятный патриотизм, прослеживающийся в каждой картине.

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве #Tallirr_об_истории

#Tallirr_teacher