После провальной четвертой «Матрицы», о которой и писать не хочется, и имея не самые лучшие ожидания от нового «Крика», который выйдет уже совсем скоро, хочется направить свои мысли на что-нибудь хорошее, однако сразу возникает вопрос — а бывают ли вообще удавшиеся возрождения кинофраншиз? Такие, которые и денег своим создателям заработать позволяют, и зрителей радуют. Бывают, и вы их знаете. Сегодня мы с вами вспомним три случая, когда новые в рамках своих киновселенных фильмы, вышедшие после долгого перерыва, оказывались удачными, впечатляли фанатов серии и привлекали новых поклонников.
Звездный путь (Star Trek), 2009
IMDb: 7.9; Кинопоиск: 7.7; одобрение критиков: 94% (355)
«Звёздный путь» или «Стартрек» — это огромная американская медиафраншиза, включающая в себя телесериалы, мультсериалы, полнометражные фильмы, видеоигры, книги и комиксы. Начало ей положило телевизионное шоу, стартовавшее в далеком 1966 году. Оно быстро стало культовым и обросло шестью полнометражными фильмами, создание самого дорогого из которых стоило 46 миллионов долларов. Приключения капитана Джеймса Тиберия Кирка и его команды, путешествующих по Вселенной и попадающих в разные интересные приключения, полюбились публике, стали частью американской массовой культуры и даже породили субкультуру.
Затем в 1987 году был запущен сериал «Звездный путь: Следующее поколение», действия которого происходили через 100 лет после событий оригинального «Стартрека». Главную роль в нем сыграл всем известный Патрик Стюарт. Второе шоу тоже сопровождалось полнометражными фильмами, которых было создано четыре. Последний из них, выпущенный в 2002 году, провалился в прокате, собрав всего 67 миллионов долларов против 60 миллионов, потраченных на производство. На какое-то время владельцы бренда «Звёздный путь» решили забыть о кинотеатрах, поэтому о франшизе напоминал лишь сериал «Энтерпрайз», являющийся приквелом ко всему вышеперечисленному. Закончился он в 2005 году.
И вот в определенный момент было принято решение о тотальной перезагрузке киновселенной «Стартрека». Оригинальную историю решили не трогать, поэтому все события нового фильма должны были происходить в альтернативной временной линии. На главные роли позвали Криса Пайна, Закари Куинто, Зои Салдану и Карла Урбана, а на режиссерское кресло — Дж. Дж. Абрамса, который к тому времени был известен постановкой успешной третьей части боевика «Миссия: невыполнима» с Томом Крузом.
Перезагрузка 2009 года оказалась удачной, о чем говорили и зрители, и кинокритики. Фильм собрал 385 миллионов долларов при бюджете, равном 150 миллионов, и даже получил «Оскар» за грим. В ленте присутствовали старые герои в новых обликах — Джеймс Кирк, Спок и лейтенант Ухура. Были и другие полюбившиеся когда-то фанатами персонажи. Вскоре вышло еще два фильма с теми же актерами в рамках этой же киновселенной, однако последняя кинолента, называвшаяся «Стартрек: Бесконечность» не смогла собрать достаточного количества денег и была признана провальной. О том, что будет со «Звёздным путем» дальше, пока неизвестно. А нам остается только пересматривать фильм 2009 года, который почти по всем параметрам получился отличным.
Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road), 2015
IMDb: 8.1; Кинопоиск: 7.8; одобрение критиков: 97% (434)
Период между последней частью «Безумного Макса», вышедшей в 1985 году, и его перезапуском составляет долгих 30 лет, однако это нисколько не помешало постановщику оригинальных фильмов Джорджу Миллеру вновь сесть в режиссерское кресло, а оказаться на коне.
Бюджет самого первого фильма серии, вышедшего на экраны в далеком 1979 году, был равен 300 тысячам долларов, а вот кассовые сборы по состоянию на 1982 год составили около 100 миллионов долларов, что долгое время позволяло киноленте удерживать рекорд по самому лучшему соотношению прибыли и затрат (в 2000 году «Ведьма из Блэр» прогнала «Макса» с первой строчки). История об австралийском полицейском из антиутопического будущего, которому не очень законными методами приходится расправляться с жуткими бандитами, покорила сердца публики по всему миру, а игра молодого Мела Гибсона сразу дала понять, что перед нами будущая кинозвезда.
Второй фильм, выпущенный в 1981 году и получивший подзаголовок «Воин дороги», собрал уже гораздо меньше — всего 23 миллиона долларов, однако студия всё равно осталась в большом плюсе, так как бюджет составлял 4,5 миллиона. В сиквеле личность главного героя усложнялась — Макс становился никому не доверяющим циничным кочевником, думающим только о себе, однако чужие добрые дела ближе к финалу возрождали в нем веру в человечество.
Третий фильм — «Под куполом грома» — заработал 36 миллионов долларов при бюджете в 12 миллионов. В центре сюжета вновь оказывался экс-коп Макс Рокатански в исполнении всё того же Мела Гибсона. Он бродит по окончательно одичавшей Земле, на которой, кажется, не осталось ничего, кроме пустынных ландшафтов и редких людских поселений. Главному герою приходится поучаствовать в одном из конфликтов и, как он это уже делал ранее, помочь невинным.
Получается, Джорджу Миллеру удалось снять культовую трилогию и завершить ее не провалом, а успехом. Много ли кому такое удается? Явно не всем. А что может быть круче, чем создать прибыльную и успешную трилогию? Только создать прибыльную и успешную тетралогию. Сказано — сделано. Спустя 30 лет после последнего «Макса» Миллер вновь берет в руки громкоговоритель, садится в удобное кресло и запускает съемочный процесс. Главная роль отдаётся популярному, но не попсовому Тому Харди, в напарницы ему выдается не менее популярная и более опытная Шарлиз Терон. Джордж Миллер на полную использует спецэффекты, которые не были доступны ему в конце 70-х и начале 80-х и создает один из самых крутых боевиков за последние годы и скорее всего на годы вперед. В результате восемь статуэток «Оскар» и кассовые сборы, равные 374 миллиона долларов при бюджете в 150 миллионов. Кинокритики в восторге, зрители тоже. Порвать киноиндустрию в конце 70-х и снова порвать ее же в 2010-х — это дорого стоит!
Охотники за привидениями: Наследники (Ghostbusters: Afterlife), 2021
IMDb: 7.5; Кинопоиск: 7.1; одобрение критиков: 63% (278)
Подустал я уже рассказывать про этот фильм, но что поделаешь, если он подходит к нашей сегодняшней подборке. А началось всё с того, что в начале 80-х комедийному актеру Дэну Эйкройду из шоу Saturday Night Live страшно захотелось написать сценарий про что-то потустороннее и сняться в фильме на эту тему. В первом варианте текста присутствовали путешествия во времени, посещения других планет, полет на истребителе и еще много всяких безумств, что оборачивалось очень большими затратами на производство, поэтому продюсеру Айвену Райтману (позже он станет еще и режиссером проекта) пришлось помочь Эйкройду исправить историю. Теперь в ней фигурировали отважные борцы с нечистью, разъезжающие на специальном автомобиле и пытающиеся ловить призраков, но они больше не путешествовали во времени и не слонялись по космосу. Бюджет оказался спасен.
Когда сценарий был завершен, Джон Белуши, друг Эйкройда, который должен был играть в фильме, неожиданно умер от передозировки запрещенными препаратами, а знаменитый Эдди Мерфи, которого тоже звали в киноленту, отказался в ней сниматься. Текст снова пришлось переписывать, в результате чего историю сделали более научно-фантастичной.
Появление в актерском составе Билла Мюррея стало настоящей находкой — он часто импровизировал и в итоге создал невероятно харизматичного персонажа, без которого представить «Охотников за привидениями» теперь будет очень сложно. А вот Гарольд Рамис никак не хотел сниматься в фильме — парень желал ограничиться участием в написании сценария, однако роль Игона Спенглера ему так подходила, что создатели фильма отказались от услуг таких актеров, как Чеви Чейз, Джефф Голдблюм, Майкл Китон, Кристофер Уокен и Кристофер Ллойд, которые могли сыграть этого персонажа, и всё-таки убедили Рамиса в том, что никто не справится лучше него. Так как Эдди Мерфи отказался от участия в проекте, было принято решение о том, что охотников будет только трое. Плохое решение, потому что призраков, если верить сценарию, было слишком много — требовались дополнительные силы. Так в фильме оказался актер Эрни Хадсон, который стал четвертым охотником за приведениями.
В итоге в 1984 году миру был представлен невероятный фильм, который сочетал в себе как потрясающие на тот момент спецэффекты, так и первоклассный юмор с обилием забавных диалогов. Все были в восторге — и зрители, и критики. Кассовые сборы составили 282 миллиона долларов при бюджете в 30 миллионов. Были даже две номинации на «Оскар».
После такого успеха выход второй части стал делом времени, хотя стоит сказать, что не всё шло гладко перед съемками — Билл Мюррей не хотел сниматься в сиквеле, так как просто-напросто считал, что вторые части всегда создают для зарабатывания денег, а не ради искусства. Кроме того, актер переживал из-за провала фильма «Острие бритвы», в котором он сыграл главную роль. Мюррей даже на некоторое время из-за этого прекратил сниматься. Исправить ситуацию помог ужин, на котором присутствовали все члены квартета «охотников» — парни шутили, развлекались и вскоре договорились о съемках. Они даже снизили свои гонорары, чтобы бюджет киноленты был не очень большим.
В 1989 году на экранах появились «Охотники за привидениями 2». Но, как это часто и бывает, сиквел понравился зрителям, заработал приличные деньги — 215 миллионов долларов против 37 миллионов, затраченных на производство, — но не впечатлил критиков, которые назвали его наглым копированием оригинального фильма. Поэтому, если не считать мультсериалы «Настоящие охотники за привидениями», который шел с 1986 года по 1991, и «Экстремальные охотники за привидениями», вышедший в 1997 году, о борцах с призраками на время забыли.
И вот наступил 2016 года, в котором компания Sony Pictures решила порадовать нас женской командой охотников за приведениями. Перед нами представала четверка милых (или не очень) дам, которые должны были ловить представителей потустороннего мира и таким образом защищать Землю от злых сил. На самом деле критики неплохо приняли новый фильм со старым названием, а на IMDb он имеет оценку 6,9, что провальным результатом не назовешь, однако всё познается в кассовых сборах, которые в данном случае составляют всего лишь 229 миллионов долларов при бюджете в 144 миллиона — а это, как вы понимаете явная неудача.
В результате о женской версии решили забыть как о страшном сне, однако от идеи перезапустить «Охотников» отказываться не стали. В результате в 2021 году на экранах появились «Охотники за привидениями: Наследники» — полностью новая история, которая, тем не менее, была пропитана ностальгией по отношению к двум первым фильмам. Преемственность решили соблюсти не только в сюжете, но и в производстве — так на режиссерском кресле оказался Джейсон Райтман — сын режиссера первых двух кинолент Айвана Райтмана. Фантастическую кинокартину критикуют, ругают, однако зрителям она нравится. Да и кинокритики в целом поддержали проект, хотя недовольных среди них много. Что касается сборов, то при бюджете в 75 миллионов долларов фильм уже успел собрать 184 миллиона. Пускай шероховато, пускай не все с этим согласны, пускай вопросов много, но «Охотники за привидениями: Наследники» выстрелили. Это хорошее кино, в котором присутствует дух лент 1984 и 1989 годов. А что еще настоящему фанату надо?
Изначально я планировал рассказать о пяти фильмах, являющихся удачными возрождениями старых франшиз, но текста получалось слишком много, поэтому всё остальное я приберегу на вторую часть этой статьи. Ну, если, конечно, тема вам понравится. Поэтому, если хотите видеть продолжение, не жалейте лайков — от вас одно маленькое действие, а мне мотивация.
На этом пока всё. Не забудьте подписаться — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.
С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!