Найти тему
Ретротех

Предпринимательская деятельность на "Захаре". Часть 1

ЗИС-150 на постаменте в Ивантеевке
ЗИС-150 на постаменте в Ивантеевке

«Захар» - так окрестила шоферская уже братия послевоенный грузовик ЗИС-150. Начало выпуска - 1947 г. До ЗИЛ-130 это был основной грузовик средней грузоподъемности в СССР. После модернизации в 1957 г. - ЗИЛ-164, а после 1961 г. - ЗИЛ-164А. Журнал - для специалистов- автомобилистов, и поэтому я просто кратко опишу его отличительные особенности, а потом подробнее о главном - об эксплуатации и работе.

Грузоподъемность - 4 т, двигатель 95 л.с. с чугунной головкой и однокамерным карбюратором К-82 уже с насосом-ускорителем (до этого был К-80 - труба с жик- лерами). Кабина без отопления. Роль отопителя выполнял выхлопной коллектор, который проходил прямо под полом кабины и жарил пятки пассажирам летом, а зимой давал какое-то тепло. Зимой я сделал самодельный капот-утеплитель и большая часть тепла шла под кабину и грела пол. Под боковины капота подкладывал чурочки и теплый воздух от вентилятора омывал лобовые стекла.

Коробка передач и двухдисковое сцепление отличались от ЗИЛ-130. КП - без синхронизаторов, 5 передач. Первая - как всегда про запас. Вторая - очень сильная, черта сдвинет с места. На третьей - основной разгон, потому что четвертая -
уже прямая, а пятая - ускоряющая.

Подвеска переднего моста - на рессорах с пальцами и без амортизаторов. Амортизация пассажиров и водителя была за счет мягких пружинных сидений, что нравилось пассажирам, а водителю не очень. Чтобы не долбить головой потолок, крепко держась за руль и упираясь ногами в пол, приходилось полустоя вести машину на некоторых волнистых участках дороги.

В общем и целом простой, крепкий и надежный грузовик. В процессе эксплуатации 2 раза пришлось возить по пять с половиной тонн кирпича или металла из конца в конец по г. Москве. Ничего. Конечно, двигатель относительно слабоват, но за 30 тыс. км пробега я не знал никаких проблем с машиной.

Кратко о происхождении. Достался он мне от военных. 35 лет нес боевую вахту в ПВО Москвы в качестве спецмашины 1956 г. выпуска с пробегом (по счетчику спидометра) 930 км. Я сам водитель со стажем возраста Христа - 33 года, и эти машины помню и хорошо знаю, так как в середине 60-х служил в ГСВГ, где основной транспортной машиной была ЗИС-150 или ГАЗ-63, а вся остальная военная техника монтировалась на шасси ЗИС-151. Служил я в роте по ремонту колесных машин.

Б. Н. Холодов
Продолжение