Найти в Дзене
Тексты с Чирой

«Служебный роман» — разбор героини Людмилы Прокофьевны Калугиной

Оглавление

Всем привет!

Давайте разберём с вами суть отношений, которые складывались у героев в фильме «Служебный роман»?

Если смотреть фильм и не задумываться о смыслах в отношениях — всё гуд!

Но достаточно немного углубиться в характеры и поведение героев — диву даёшься, что на этом фильме, можно сказать, воспитывалось не одно поколение.

В фильме мы видим 2 истории «любви»:

  • — директор — Калугина Л.П. (Алиса Фрейндлих) и аналитик предприятия — Новосельцев А.Е. (Андрей Мягков);
  • — замдиректора — Самохвалов Ю.Г. (О. Басилашвили) и Рыжова О.П. (Светлана Немоляева).

Сегодня вас ожидает разбор персонажа Людмилы Прокофьевны Калугиной!

Начать следует с того, что женщины 80-х — это машины. Занимать руководящую должность на крупном предприятии — это величайшая заслуга. Задачей женщины всегда считали: рождение детей, приготовление еды, бытовые дела и замужество. А быть начальником, так ещё и целого предприятия (а не какого-то отдела) означало — не иметь всего вышеперечисленного.

Что мы и видим в картине «Служебный роман»: Людмила Калугина не имеет ничего, кроме своей работы. Она даже кошку или собаку завести не может потому что её некому будет кормить и гулять тоже некому.

Но не будем выскакивать вперёд — начнём по порядку.

Внешность Людмилы Прокофьевны — стандартна для её должности.

Забыв и наплевав на всё, она делает своё дело. Она — танк с женским лицом. И за это её можно уважать.

Логично, что вечерами и ночами она плачет в подушку от такой жизни. Но, проснувшись утром, надев маску железной леди, она «чешет» на работу. Приходит не просто вовремя, она всегда приходит раньше всех остальных. Дисциплина у неё на 5+.

Как я уже говорила в разборе с Новосельцевым, история начинается с того, что герой А. Мягкова (Новосельцев) отдал директору плохой отчёт. У неё, как у директора, всё должно быть на высшем уровне. А здесь никакущий аналитик, которому впору объявить выговор или уволить. Она отдаёт ему его же отчёт и отправляет переделывать.

В этот момент очень красиво «вмешался» Самохвалов, который является старым знакомым главного героя. Он пришёл на завод работать. И сразу же занял должность заместителя Калугиной.

-2

Так вот, женщина-танк, которая добилась своей должности упорным трудом, очень умело руководит доверенной ей организацией. И ей нужны только лучшие специалисты.

Она не разделяет простых женских «радостей» подчинённых: не бегает в обеденный перерыв по магазинам, не сплетничает за чашечкой кофе. Она приходит раньше всех, а уходит позже всех.

Типичная карьеристка.

Так вот Самохвалов, из желания получше разузнать коллектив и влиться в ряды, а также подмазаться к директору, приглашает коллег к себе домой. И выдаёт свой «план» Новосельцеву. Мол тот должен подкатить к Калугиной на банкете.

Когда Калугина видит неудачные «подкаты» в свою сторону товарища Новосельцева, то очень корректно просит не нарушать её границ. Ей привычно быть одной, в тишине и покое.

Но Новосельцев из раза в раз нарушает её личное пространство, отчего Калугина не выходит из себя, а продолжает корректно указывать Новосельцеву на его место.

-3

Даже когда Новосельцев выходит из себя и обзывает Калугину сухарём, она не даёт волю эмоциям, а опять же, корректно покидает банкет. Да, её неприятна эта ситуация, но она продолжает держаться. Даже несмотря на то, что она — женщина.

То, что произошло на следующий день, скорее, исключение из правил, чем закономерность. Людмила Прокофьевна разрыдалась на глазах у подчинённого, чем совершила ошибку. Теперь для него она перестала быть директором.

Попытавшись реабилитироваться и объяснить Новосельцеву что всё, что он видел — это минутная слабость и закономерностью не станет НИКОГДА. И действительно — Новосельцев любитель пожаловаться на свою жизнь. Но на протяжении всей ленты мы не видим такого же поведения со стороны Калугиной.

Калугина даёт слабину с момента падения Новосельцева с лошадью, когда подбегает и начинает помогать. Но посмотрите, каким уникальным актёрским талантом обладает Новосельцев: он давит на жалость, желая быть замеченным. Его план срабатывает и Калугина, которая заботится о своих сотрудниках, подбегает, чтобы помочь ему.

-4

Это обычное поведение обычного человека. Просто в фильме это слишком романтизировали.

Когда Новосельцев наконец добивается «свидания» у Калугиной, происходит то, что происходит в жизни Новосельцева ПОСТОЯННО: заикание, мямленье, неуверенность, потоотделение. Он не в состоянии связать двух слов.

Калугина тоже нервничает. И наряду с нервами Новосельцева, которые передались и ей — становится похожа на него. Они перебивают друг друга.

В фильме это кажется смешным, но в жизни это будет выглядеть жутко неприятно.

Калугина наконец выходит из панциря танка и становится женщиной. Тем самым она показывает всем, что у неё тоже есть слабые стороны. И как только на работе её начинают обсуждать — это говорит о том, что каждый пытается найти её слабое место.

-5

Как мы видим в финале фильма, Самохвалов находит её слабое место и бьёт по нему наотмашь. Калугина вновь надевает маску танка и не показывает своего удивления и разочарования.

Она идёт путём обиженной женщины, а не директора крупного производства (что должно быть правильным). Вместо того чтобы уволить наконец Новосельцева, она готовит приказ о назначении его заместителем. В этот момент она рискует потерять всё. И речь здесь не о мужчине и отношениях с ним. Она рискует потерять свою должность, статус. Она может остаться вообще ни с чем.

И всё это она делает от обиды и желания доказать, что Новосельцев её любит. Кому, правда, она собралась это доказывать — не понятно.

И что мы видим: риск оправдан. Новосельцев пишет заявление об уходе, и фильм заканчивается хэппи эндом.

-6

Но если проложить линию продолжения и наложить это на жизнь, что получится: Новосельцев так и будет всю жизнь сидеть в тени жены-директора. Никогда не добьётся большего, чем она. Он будет тыкать её должностью ей же в нос. Когда она родит от него ребёнка (а она родит) — Самохвалов займёт её место. Из декрета с таким мужем, Калугина, скорее всего, не выйдет. Они переберутся в какую-нибудь деревушку, где всем семейством будут жить и растить детей.

Лишь когда все дети вырастут, а Новосельцев так и не добьётся ровно ничего и нигде — Калугина, выйдя на крылечко своего ветхого домика, закурит сигаретку и ударится в воспоминания: как же ей было хорошо, когда она была директором завода. Да, без семьи, без времени на что-либо, но с возможностями, уважением и разнообразием.

Но всё вышло так, как вышло…

У нас осталось 2 героя ленты: Самохвалов и Рыжова. Их я разберу в следующих статьях.