Эти слова на могиле мужа написала шестнадцатилетняя девушка. Она до последних дней своих носила траур по мужу. Ее называли "Черной розой Тифлиса". Эта история не подходит для любовного романа. Уж очень она коротка и трагична. Так бывает только в жизни.
Его называли вундеркиндом, в шесть лет он уже разговаривал на трёх европейских языках. Потом он выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский. В 13 лет закончил словесное отделение Московского университета, а в 15 - юридическое. Увлекался писательством и музыкой, языками и математикой. Его ждала карьера дипломата.
Но сначала, как и полагается дворянину, он стал гусаром. Блестящее образование не мешало ему быть натурой рискованной и не лишенной авантюризма. Однажды он въехал на лошади в зал, где проходил бал. Как и полагалось дворянину, часто участвовал в дуэлях. В одной из них ему прострелили кисть левой руки.
Затем служба чиновничья. Уже будучи известным дипломатом, в Тифлисе, он часто посещает дом князя Чавчавадзе — генерал-майора русской армии, губернатора и поэта. Там он увидел ее - дочь князя Нино. Ей было 11 лет. Девочка была на 18 лет младше и однажды «дядя Сандро» похвалил ее за старания и шутливо пообещал, что когда она вырастет, то женится на ней. Он был известный сердцеед, но 11-летняя Нино запомнила эти слова.
Прошло несколько лет.
О ней писали:
«Она необычайно хороша, ее можно назвать красавицей, хотя красота ее грузинская. Она, как и мать ее, одета по-европейски; очень хорошо воспитана, говорит по-русски по-французски и занимается музыкой".
И вот свершилось. Как он сам описал:
«...выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать». Она меня послушалась, верно, думала, что я усажу ее за фортепьяно, вышло не то... Мы взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее, и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее».
Он женился первый раз. В кафедральном соборе в Тифлисе 33-летний русский дворянин обвенчался с 16-летней грузинской княжной.
Правда он приболел, его лихорадило и поэтому случайно уронил кольцо. Это была плохая примета.
Вскоре его, как дипломата, отправили в Персию. С ним поехала и молодая беременная жена. Но по дороге заболела, да и в Персии было неспокойно. И он принял решение - оставить ее в безопасности в резиденции посольства в Тавризе и отправился в Тегеран в одиночестве.
И оттуда уже писал и писал...
"«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться..."
Рождественские шли дни, а его любимая была далеко. Он очень ждал встречи и вот, наконец. 29 января выезд миссии из Персии был разрешен. Ситуация там очень накалялась.
Выехать не успели. 30 января он был растерзан взбунтовавшейся толпой исламских фанатиков. Голову Вазир-Мухтара (так его именовали персы) носили по городу на палке... Кроме него погибло более пятидесяти человек, служивших в русском посольстве. Его тело было сильно обезображено и брошено в яму, и опознано впоследствии лишь по ранению, полученному на дуэли, по кисти левой руки.
От Нины долго скрывали это. По настоянию родственников она вернулась в Тифлис. А когда сообщили ей эту новость, у нее случились преждевременные роды, спасти ребенка не удалось. Но окрестить его успели, назвали Александр, в честь отца.
Летом тело Александра доставили в Тифлис. Похоронили его возле церкви святого Давида. Вдова поставила на месте могилы мужа памятник, на котором написала пронизанные болью утраты слова:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»
Оставшуюся часть жизни Нина продолжала носить траур по мужу. Благодаря неизменному черному платью ее стали называть «черной розой» Тифлиса.
Огромные суммы из своего состояния она тратила на благотворительность.
Из воспоминаний современников:
"В манерах ее не было и тени суетливости, приторности и сентиментальности, столь свойственных огорченным вдовушкам; она вполне обладала изящною простотою тона, составляющею секрет женщины самого высокого круга и воспитания, и всем этим нехотя подкупала всякого."
О ком идёт речь, думаю многие поняли. Это знаменитый автор "Горе от ума" Александр Грибоедов - поэт, драматург, пианист и композитор.
Нина Александровна Грибоедова, урожденная княжна Чавчавадзе, скончалась в 1857 году в возрасте сорока пяти неполных лет во время эпидемии холеры, пришедшей в Тифлис из Персии. Ухаживая за больным родственником, она отказалась покинуть город, выходила больного, но безнадежно заболела сама. Последние слова ее были: «Меня… рядом с ним».
В последний путь ее провожал весь Тифлис.
«О ней нельзя было не плакать, то было существо, редко встречавшееся на белом свете: она вся преисполнена была любовью. Она показала выполнением данного ею обета, на какое глубокое чувство христианского самопожертвования способна грузинская женщина во имя любви. Для этого ей не понадобились ни монашеская ряса, ни келья ... Больше всего на свете дорожила она именем Грибоедова и своею прекрасною, святою личностью еще ярче осветила это славное русское имя».
Ей посвящены прекрасные строки Якова Полонского:
…На кровлях плакали, когда
Без чувств упала я…
О, для чего пережила
Его любовь моя!
…Там, в темном гроте – мавзолей,
И – скромный дар вдовы –
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Эта статья написана в честь Дня рождения Александра Грибоедова, он родился 15 января 1795 года.
Но тронула меня именно история великой любви и преданности поэту до конца своих дней его жены - Нины Чавчавадзе. А вас?
Пусть в жизни вашей обязательно будет любовь и верность!
Читайте еще истории и рассказы о поэтах:
и о любви: