Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Какой была последняя армия Древнего мира. Военные традиции гавайцев

Через много сотен лет, после того как канули в лету грозные гоплиты Александра Македонского, а от римских легионов остались только барельефы на обветшавших колонах и триумфальных арках Рима, европейские мореплаватели обнаружили, что в мире есть еще одно место, где между собой в бою сходятся пращники и копейные фаланги полуголых, атлетически сложенных воинов, чьи тела натерты маслом, головы защищают шлемы с гребнем, а на плечи накинуты яркие плащи.

Осколок этого "Древнего мира" располагался почти в самом центре Тихого океана на Гавайских островах и самобытно развивался вплоть до 18 января 1778 года, когда его открыл для европейцев знаменитый британский мореплаватель Джеймс Кук.

Командный состав

Гавайский архипелаг насчитывает 8 относительно крупных и 16 мелких островов. Как правило, во главе каждого острова стоял верховный вождь - мо'и, он опирался на вождей более младшего ранга - али'и. Согласно верованиям гавайцев все члены сословия вождей имели божественное происхождение.

Всего насчитывалось 11 рангов али'и. Вожди первых шести рангов служили ближайшими советниками и составляли "штаб" мо'и, а также выступали в качестве командиров участков боевой линии во время сложных маневров, таких как фланговые атаки, которые требовали согласованных действий между подразделениями. Остальные пять рангов (каукау али'и) выступали в роли младшего комсостава.

Гавайский вождь в боевом облачении
Гавайский вождь в боевом облачении

Комплектование армии

При каждом вожде состояла свита, в том числе и из профессиональных воинов кауа-коа ("людей битвы") и моряков (гребцов боевых пирог.) В зависимости от благосостояния и ранга вождя при нем мог состоять отборный отряд телохранителей - папа кауа. В большинстве случаев эти воины были дальними родственниками али'и от сексуальных связей с двоюродными и троюродными сестрами и братьями, а также женщинами из сословия простолюдинов.

Военная свита вождя служила костяком, к которому в случае необходимости присоединяли ополчение из числа простолюдинов. Это были рядовые члены гавайского общества, которых принято разделять на мака'айнана- простолюдинов, работающих на земле и канака - безземельных простолюдинов. Последние были слугами али'и и часть из них неотступно следовала за своим вождем в годы мира и войны, за это их называли канака-но-луа-кауа - люди для разгара битвы, а если переводить буквально, то "для ямы битвы".

Обучение

Профессиональные воины обучались военному искусству с самого детства и не прекращали тренировки до преклонного возраста или смерти в бою. В учебный процесс входили тренировки на выносливость и силу, умения пользоваться пикой, дротиком, пращей и широчайшим набором различных типов местных кинжалов и дубинок. Особое внимание уделялось традиционному рукопашному бою луа и оттачиванию навыков уклонения и парирования метательного оружия, т.к. гавайцы почти не использовали защитное вооружение.

Поединок гавайских воинов, источник: hawaiianatart.org
Поединок гавайских воинов, источник: hawaiianatart.org

Например, в феврале 1787 года торговцу Натаниэлю Портлоку на борту его судна устроили показательную демонстрацию боевых навыков гавайских воинов. В одного из али'и с расстояния всего в несколько метров бросали "с величайшей силой" копья.

Бросок первого копья он избежал движением тела и поймал оружие, когда оно пролетало мимо и чуть не угодило ему в грудь. Этим копьем он без малейшего видимого беспокойства парировал другие броски. Затем он вернул копья своему противнику и вооружился "па-хо-а"[кинжалом]. Копья снова были брошены и он снова отбил их с той же легкостью.

Кекухаупи'о, наставник первого гавайского короля Камехамеха (1758-1819), прославился в поединке с пращником Мауи Оулу, когда смог уклониться от всех камней своего противника, несмотря на то, что расстояние между ними было всего 11 метров.

Что касается простолюдинов, то они тоже обучались, но главным образом только метанию камней и дротиков. Периодически вожди устраивали смотры своей дружине и ополчению. Во время боевых учений, свидетелем которых стал в 1793 году английский мореплаватель Джордж Ванкувер, отчетливо были видны два типа воинов. Мака'айнана открыли учения с метания камней и неорганизованной стычки оружием ближнего боя. Когда они закончили, колонны из хорошо выученных воинов с длинными копьями вышли вперед, чтобы сразиться с друг другом.

Оружие

Древние гавайцы не знали металла, поэтому их армии были оснащены всевозможным деревянным оружием. Хотя крупные сражения обычно начинались со взаимной перестрелки метательными снарядами, исход битвы решало оружие ближнего боя. Излюбленным оружием была полулу, длинная пика из твердого дерева длиной до шести метров. Если полулу ломалась или не годилась для текущей дистанции боя, воин доставал свой пахоа - кинжал из твердого дерева длиной до 60 сантиметров.

В арсенале гавайцев были также различные виды коротких деревянных дубин, которые использовались в качестве дробящего оружия. Некоторые дубинки были окантованы зубами акулы и могли наносить тяжелые, рванные раны. Наконец, было ихе - короткое копье длиной от 2 до 2,5 метров, которое можно было использовать, как для удара или парирования, так и в качестве метательного дротика.

Реплики оружия древних гавайцев
Реплики оружия древних гавайцев

Основным метательным оружием была праща маа, чья петля делалась из растительных, переплетенных волокн. Гавайцы были умелыми пращниками и метали каменные снаряды размером с куриное яйцо с большой силой и меткостью. Иногда камни метали вручную или с помощью метательной дубинки пикон.

В ряде гавайских преданий говориться, как али'и были выведены из строя метким попаданием, но подразумевали скорее ранение и контузию, а не смерть. Однако, если противник был ошеломлен попаданием, когда находился в зоне действия оружия ближнего боя, это могло окончиться для него фатальными последствиями.

Луки, которые использовали гавайцы, представляли собой хлипкие устройства, сделанные из тонкого тростника со стрелами из того же материала, снабженные наконечниками из птичьей или человеческой кости. О боевом применении лука практически не упоминается и служил он главным образом для развлечения али'и, которые использовали его ради спортивной стрельбы по грызунам.

Оснастить армию любого размера такими военными технологиями было не проблемой. Камни для пращей можно было найти на лавовых полях или руслах ручьев, а древесину коа и кауила, из которой изготавливались копья и булавы, заготавливали в зоне сухого леса по склонам гор, где преобладали эти породы деревьев. Само название "коа" - переводиться с гавайского наречия, как храбрый, отважный или воин.

Битва при Мокуохай, 1782 г.
Битва при Мокуохай, 1782 г.

С прибытием европейцев гавайцам стало доступно холодное оружие из металла, торговые, гладкоствольные ружья с кремнево-ударным замком и даже мелкокалиберная артиллерия. Владению огнестрельным оружием гавайцев обучали европейские моряки, волей случая оставшиеся на долгое время проживать на Гавайях. Причем гавайцы были достаточно сообразительны, чтобы наладить собственное производство пороха из местных материалов.

Защитное вооружение

Для личной защиты гавайские воины натирали свое тело растительными маслами, чтобы их было труднее схватить в рукопашной схватке. Вожди носили в качестве защиты, показателя статуса и даже в качестве боевого знамени, по которому ориентировались их люди в бою, яркие накидки ахуула из перьев на тканной основе. Накидка могла служить для парирования ударов оружием или отклонения камней из пращей. Длина накидки указывала на статус вождя, чем она была длиннее, ярче и чем замысловатей узор, тем более высокий ранг занимал али'и.

Гавайский "генералитет" в военном снаряжении
Гавайский "генералитет" в военном снаряжении

Большинство других воинов носили на поясе лишь кусок ткани, известный как мало. Гавайцы использовали смоченные циновки в качестве щитов против мушкетного огня британских морских пехотинцев в бухте Кеалакекуа в 1779 году. Впрочем, как вы понимаете, без особого успеха, к тому же циновки были более неудобными и громоздкими, чем плащи вождей,

Кроме того, головы вождей и профессиональных воинов защищали шлемы махиоле, которые по внешнему виду очень похожи на шлемы древнегреческих воинов. Изготавливались они, как ни странно из перьев, которыми были искусно закреплены на плетенном каркасе. Окраска и узоры на шлеме обеспечивались подбором перьев различных видов птиц. Для изготовления одного шлема или плаща требовалось несколько десятков тысяч перьев, на сборе которых была сосредоточена целая индустрия.

Тактика сражений гавайцев

Этнографические записи, сделанные в 19 веке, свидетельствуют, что сражения древних гавайцев носили скорее формальный, ритуальный характер. Обычно две армии профессиональных воинов выстраивались друг напротив друга на заранее оговоренном месте, и если конфликт тут же не заканчивался мирным соглашением, спор, на чьей стороне Боги, решался схваткой поединщиков.

Однако, когда европейцы открыли Гавайи, на них уже вовсю шел процесс объединения всех островов под властью одного верховного вождя. Боестолкновения стали ожесточённее, а армии более многочисленнее. Если позволяла местность, войска выстраивались строем в форме полумесяца, эта формация называлась кахулуи, причем рога. Причем рога полумесяца были направлены в сторону противника. Иногда противоборствующие стороны просто выстраивались в линию лицом друг к другу. Такая формация называлась кукулу.

Пращники и копейщики были равномерно распределены по всей боевой линии, когда гавайцам стало доступно огнестрельное оружие, то они не стали отходить от древних, боевых традиций и стрелки также были "размазаны" по фронту. Когда неровная местность исключала возможность правильного строя, армии сражались небольшими, маневренными отрядами. Такой боевой порядок был известен как макавалу. В 1782 году битва при Мокуохаи (Moku'ōhai) проходила именно таким образом на неровных лавовых полях, изрезанных глубокими расселинами.

битва при Айеа 12 декабря 1794
битва при Айеа 12 декабря 1794

До развития плантационного с/х на Гавайских островах было относительно немного мест, пригодных для оперирования и маневрирования большими воинскими контингентами. Большая часть территории островов была покрыта холмами, поросшими девственным лесом или языками лавовых полей, а прибрежные равнины были заселены и покрыты орошаемыми полями таро или система сухих полей батата.

Али'и обычно сами вели в бой свою боевую свиту, если этому не препятствовали старость или болезнь. А вот верховный вождь мо'и был не "в тылу на белом коне", а находился в центре боевых порядков линии, это было необходимо для поддержания духовной силы вождя (маны), демонстрации своим подданным мужества и лидерских качеств, а также укрепления морального духа воинов. Этот обычай сводил на нет роль высшего командования в бою, поэтому все тактические маневры оговаривались заранее.

Перед сражением устраивались гадания, вожди и ораторы обращались к рядовому составу с приветственным словом. Не забывали и про религиозную составляющую, кроме горячих молитв, важных вождей сопровождали жрецы кахуна, которые, как иконы, несли с собой скульптурные изображения Богов войны.

Обычно сражение начиналось с боя лучших поединщиков, первая кровь, а тем более труп павшего врага, считались наилучшим предзнаменованием успешного исхода битвы. В большинстве случаев сражение состояло из множества индивидуальных поединков. Бойцы сходились друг с другом, используя строй своих товарищей для отхода в тыл на отдых и как прикрытие. Такие битвы могли длиться по нескольку дней.

Однако, некоторые сражения действительно были похожи на сражения в нашем понимании, как например, битва при Айеа 12 декабря 1794 года, в которой столкнулись в борьбе за власть над островом Оаху вожди Каланикупуле и Каеокулани. Сражение происходило на 2-км фронте с применением копий, пращей и ружей, причем Каланикупуле с фланга поддерживали огнем английские торговые матросы, нанятые за плату в 400 свиней.

Если одна из сторон сразу же не бежала под градом камней и дротиков, то в дело вступали копейщики, а потом бой перерастал в свалку из индивидуальных поединков. Историк Гэван Доус ярко описывает этот вид боя как "бой кинжалами, дубинами и даже голыми руками", где "жизнь или смерть зависели от ловкости конечностей, а в последние мгновения от грубой силы, ломающей позвоночник".

Гавайская артиллерия, источник: hawaiianatart.org
Гавайская артиллерия, источник: hawaiianatart.org

Кроме открытых боестолкновений гавайцы с успехом устраивали засады на лесных тропах пои-по и ночные, внезапные нападения моемое.

Мобилизационные мероприятия и численность армий

Когда война была неизбежна, гонцы объезжали моку, область правления верховного вождя, чтобы сообщить подчиненным али'и о количестве людей, которых они должны были выставить. Это количество варьировалось в зависимости от характера угрозы или планируемого предприятия. Призывники должны были вооружиться, снабдить себя всем необходимым и собраться в назначенных местах.

Как правило, на на сигнал тревоги следовала очень быстрая реакция, ведь уклонение от призыва к оружию грозило суровым наказанием. Отказникам резали уши и вели в лагерь вождя на веревках, обвязанных вокруг пояса. В мае 1791 года европейские купцы стали свидетелями сигнала о мобилизации во время торговли у Вайкики на острове Оаху. Когда прибыло одиночное каноэ с известием о войне, присутствующие гавайцы немедленно покинули судно, а некоторые даже не стали дожидаться оплаты за товары, которые они привезли на европейское судно.

Что касается численности армий гавайцев, то мобилизационная способность такого острова Гавайи, самого большого из архипелага, ориентировочно оценивается в 10 000 человек, по крайней мере такова самая распространённая, максимальная численность армии это острова, которая упоминается в источниках. Можно было выставить и больше. По двум разным оценкам на острове Гавайи в 1778 году проживало от 90 до 320 тыс. человек.

Однако, верховный вождь не был абсолютным монархом и ему приходилось балансировать, как между интересами вождей поменьше, так и между интересов простолюдинов, для которых война была тяжким бременем, отрывающим от хозяйства мужчин и снижающим запасы провианта на черный день.

Снабжение

Если проблем с изготовлением военного снаряжения у гавайцев не возникало, то вот в обеспечении провиантом мобилизованных армий возникали некоторые трудности. Основными продуктами питания гавайцев были клубни таро (Colocasia esculenta), 'уала (сладкий картофель, Ipomoea batatas) и рыба. Все эти продукты являются скоропортящимися и нуждаются в переработке и консервации.

Сбор клубней таро
Сбор клубней таро

Объема уловов с рыбных угодий и урожаев с полей (таро созревает за 9-15 месяцев, а гавайский сорт батата можно собирать 2-3 раза в год) вполне хватало, чтобы содержать не занятое в с/х население, в т.ч. воинов и полевые армии. Проблема была не производстве ресурсов, а в концентрации необходимого количества продовольствия в районе боевых действий, т.к у гавайцев отсутствовал любой тип гужевого транспорта для доставки провианта к побережью или в глубь острова.

Указанные выше, основные продукты питания имеют достаточно низкую калорийность в приготовленном виде, а значит требуется больше усилий для доставки достаточного количества продовольствия. Например, если 28 граммов шлифованного риса обеспечат организм 100 ккалориями энергии, то для обеспечения эквивалентного количества энергии потребуется 70 граммов варенных клубней таро, которые к тому же для длительного хранения было необходимо переработать - сварить, спрессовать в лепешки и высушить.

Даже если армия питалась некоторое время за счет запасов противника, через пару месяцев она начинала голодать. В 1793 году один из старших вождей острова Мауи сообщил Ванкуверу, что население Мауи, Молокаи и Ланаи страдает от того, что в течение последних двух лет вынуждены снабжать полевую армию, стоящую на Мауи для защиты от угрозы вторжения Камехамеха с Гавайи. В 1796 году на Оаху случился голод из-за длительного присутствия армии Камехамеха численностью 10 000 человек, находившейся там с 1795 года.

Окончание

Конечно, гавайские армии имеют лишь некоторое сходство с армиями Древнего мира античности. Однако нужно учитывать тот факт, что развитие военного искусства аборигенов Гавайского архипелага было остановлено в какой-то момент времени из-за ограниченности территории и ресурсов, но развивалось оно по тем же законам, что и в Европе, правда с отставанием на много сотен лет и со своим полинезийскими особенностями.

Поэтому, на мой взгляд выражение "последняя армия Древнего мира" вполне обосновано. Я даже рассматривал такое название, как "Что если бы у Александра Македонского были мушкеты"

О военно-морских традициях гавайцев вы можете прочитать в моей статье, где данный вопрос рассматривается на примере Битвы Красноротых ружей.