Арктические воды таят в себе множество загадок и тайн. Что известно человеку? Пожалуй, лишь треть. Ведь помимо невероятно ледяной воды и давления, которое растет по мере погружения, исследовать глубины мешают множество факторов. Но любопытство человека не знает предела. Поэтому то, что нам недоступно, всегда привлекает гораздо сильнее. И тема затонувших кораблей – труд человека, грубо погребенный под толщей воды, - интересует ничуть не меньше.
Например, на Дальнем Востоке в 2021 году было утилизировано 17 судов. Это произошло в полном соответствии с планом правительства. Хотя изначально планировалось поднять лишь шесть! И на такую «генеральную уборку» предусмотрено еще 20 миллиардов рублей на ближайшие три года.
Кроме того, претерпит изменения и законодательство – ведь теперь предлагается обязать собственников затонувших кораблей самостоятельно заниматься их подъемом и утилизацией, либо платить за эту процедуру деньги. А вот если судно затопили преднамеренно, то готовьтесь к штрафу в 20 миллионов рублей.
Все это, конечно, правильно и нужно, но как быть с кораблями, которые спят вечным сном на арктических глубинах? И какие вообще суда оказались погребенными таким образом?
Затонувший почти два века назад «Террор»
Представьте: с помощью небольшой дистанционной управляемой субмарины вы посещаете кают-компанию, обычные каюты, продуктовый склад с посудой и даже банкой консервов на полке, видите бутылки вина, столы, пустые полки… И все это – под водой. Нет, это не «Титаник», так выглядит затонувший корабль «Террор» (HMS Terror), на котором в экспедицию отправилась команда британского полярника Джона Франклина в далеком XIX веке.
Если вы не знакомы с этой историей, рассказываем: главной задачей участников экспедиции были магнитные данные, которые необходимо было собрать в Канадской Арктике, после чего – пройти Северо-Западным проходом. Никто еще не выполнял такой сквозной маршрут. Команда отправилась в путь весной 1845 года, а последний раз корабли, среди которых был «Террор», видели в водах Баффинова залива летом того же года. Исчезновение команды взбудоражило умы – многие пытались найти их в Арктике. Спустя почти два десятка лет выяснилось: корабли оказались затерты льдами и брошены экипажами, которые затем погибли от голода и холода, пытаясь сушей добраться до Форта-Резолюшн. Любопытно, что гораздо позже ученые установили – не обошлось и без каннибализма, о чем свидетельствуют разрезы на костях скелетов, найденных на острове Кинг-Уильям в конце XX века.
И вот, в этом столетии исследователям удалось обнаружить корабль «Террор». Это случилось осенью 2016 года. Фрагменты судна нашли недалеко от острова Бичи в бухте Нунавут, а сам корпус – почти в 100 километрах южнее от места, где, как считается, корабль был затерт льдами. И при этом само судно оказалось в отличном состоянии – оно лежит на глубине 24 метров. Специалисты убеждены, что если его поднять, то оно вполне могло бы еще плавать. Конечно, после откачки воды. Все мачты корабля сломаны, но они по-прежнему стоят. Люки закрыты, снасти – укомплектованы. Цела даже металлическая обшивка судна.
А вот второй корабль «Эребус» (HMS Erebus) был найден чуть ранее – осенью 2014 года. Предположительно, на нем находился сам Джон Франклин. Останки судна нашли на глубине 11 метров вблизи острова Кинг-Вильям. Всего в экспедиции принимали участие 129 моряков.
Легендарный «Александр Сибиряков»: сражение в неравном бою
Большинство затонувших судов – дело «рук» войны. Так, в 1942 году недалеко от острова Белуха произошло крупное сражение, участие в котором принял ледокол «Александр Сибиряков». Он вышел из Диксона, чтобы доставить на полярные станции продовольствие, но на своем пути повстречал немецкий военный корабль. Им оказался «Александр Шеер», экипаж которого применил нечестную тактику: сначала фашисты затаились, представившись флотом США и даже вывесив на борт флаг этой страны, а затем судно открыло огонь. Ледокол выпустил ответные снаряды во врага, но, к сожалению, они не достигли цели. Экипаж не сдавался и сражался до конца. Последним сообщением с ледокола стало «Горим, прощайте!». Кстати, мы уже писали материал об этой трагедии, поэтому настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с ним.
Неудачная экспедиция: яхта Mar Sem Fim
На дне арктических вод есть и более мелкие суда – например, яхта Mar Sem Fim, снимок которой несколько лет назад облетел почти весь мир. На нем показан остов затонувшего в 2012 году корабля, покоящийся на небольшой глубине в заливе Ардли. Его владелец – бразильский журналист и бизнесмен Жоао Мескита собирался в экспедицию к Антарктиде. Ему удалось преодолеть лишь 1,2 тысячи километров, после чего яхта попала в шторм. Непогода держалась несколько дней, экипаж был вынужден запросить помощь и эвакуироваться. И это решение было верным – в конце концов, судно оказалось перевернуто и затонуло. А причиной тому стало столкновение с айсбергом.
Интересный факт: недалеко от места катастрофы располагается российская полярная исследовательская станция «Беллингсгаузен». Одному из ее сотрудников удалось запечатлеть на фотоаппарат момент крушения.
Спустя почти год после крушения владелец яхты решил поднять ее. Остов корабля доставили на берег, даже удалось восстановить некоторое оборудование. Но сама яхта, конечно, уже никогда не выйдет в море.
Экспедиции РГО: какие тайны откроет 2022 год
Российские исследователи совместно с Северным флотом и Русским географическим обществом обнаружили сразу несколько подводных объектов. Работа велась на гидрографическом судне «Ромуальд Муклевич» в акватории Баренцева и Карского морей. Ученых интересовали маршруты северных конвоев в годы войны. Большая часть находок – корабли, затонувшие в начале и середине XX века. Теперь их предстоит классифицировать.
Удалось установить координаты большого охотника БО-224 и подводной лодки Д-3 «Красногвардеец», немецких подводных лодок U-307 и U-387, кораблей и судов конвоя БД-5, погибших в Карском море в 1944 году. На месте гибели подводной лодки Д-3, транспорта «Марина Раскова», тральщиков ТЩ-114 и ТЩ-118 участники экспедиции провели памятные мероприятия с возложением на воду венков.
Кроме того, в районе Новой Земли был обнаружен рыболовный траулер «Онега». Он затонул недавно – в 2020 году. Экспедицию планируется продолжить в 2022 году.
Кстати: еще одна экспедиция, проведенная Северным флотом совместно с РГО этой осенью, обнаружила в Енисейском заливе старинное деревянное судно. Вполне может быть, что это – судно «Енисей», пропавшее в XIX веке. Сейчас корабль лежит на дне залива на глубине восьми метров. Работы приостановлены из-за сложных погодных условий, но будут продолжены. Судно «Енисей» обеспечивало работы экспедиции Петра Пахтусова и пропало в 1832 году. Причем ученые также проводят работы в губах Митюшина и Серебрянка, заливе Енисей и проливе Кротова. Считается, что в этих местах можно обнаружить затонувшие поморские корабли.
Гибель «Медведя»
Совсем недавно американские исследователи обнаружили место крушения одного из немногих парусных судов Соединенных Штатов, служившее во время обеих мировых войн – судна «Медведь» (Bear).
Специалисты изучили 160 квадратных километров морского дна с помощью гидролокатора, в результате чего идентифицировали два подводных объекта в зоне поиска. Одним из них оказалось как раз это парусно-паровое судно, затонувшее в 1963 году. Остов корабля лежит на глубине почти 60 метров в канадских территориальных водах в 167 километрах южнее Новой Шотландии.
Судно построили в конце XIX века и изначально использовали для охоты на тюленей. Позже его переоборудовали для работы в Антарктике, а в годы войны оно использовалось для патрулирования Арктики. В 1941 году экипаж судна захватил контролируемый немцами норвежский траулер, который применялся для снабжения секретных метеорологических станций. Почему же корабль затонул? Никакой особой истории в этом нет – инцидент случился, когда в конце XX века судно буксировали в Филадельфию. Ожидалось, что оно станет плавучим рестораном, но судьба распорядилась иначе – оно превратилось в подводный «музей».
"Мод" легендарного путешественника Руаля Амундсена
Группа норвежских исследователей смогла поднять со дна канадской Арктики корабль легендарного путешественника Руаля Амундсена (1872-1928). Об этом сообщил телеканал CBC.
Судно, получившее название "Мод", затонуло в 1930 году недалеко от поселения Кеймбридж-Бей, которое расположено на южном побережье острова Виктория в арктической канадской территории Нунавут. Сам корабль был спущен на воду в 1917 году и назван в честь Мод Великобританской - королевы Норвегии (правила с 1905 по 1938 гг.).
Знаменитый норвежский исследователь Арктики прошел на нем в ходе экспедиции 1918-1920 гг. Северо-Восточным проходом. В 1925 году судно было продано и до 1926 года использовалось в Канаде для грузовых перевозок, когда было зажато льдами у поселения Кеймбридж-Бей, где спустя четыре года и затонуло.
"Это очень красивый и очень сильный корабль. Мы рады, что сегодня можем видеть "Мод" в очень хорошем состоянии", - заявил участник норвежской исследовательской группы Ян Ванггаард.
Он добавил, что его команда работала в этом районе Нунавута в течение последних шести лет. В результате им удалось поднять корабль, установить его на баржу и очистить корпус. "Мод" проведет еще одну зиму в канадской Арктике, после чего его доставят в Норвегию.