Постоянная тревога большинства бизнесменов и кажущаяся неизбежность иного ⎯ не такие высокие или откровенно низкие продажи. Опять же, это большинство склонно считать, что виной всему общее состояние экономики, пандемия, привередливый покупатель и т.д.
Да, во многом это так и есть, однако сто́ит все же внимательней посмотреть и на себя самого ⎯ горячо любимого (без обид!). Всё ли возможное, грамотно, четко и по максимуму сделано для получения высоких объемов продаж?
Будьте честны перед собой, задумайтесь и ответьте себе на простой вопрос: прозрачны ли для вас все бизнес-процессы, обеспечивающие продажу вашего продукта, можете ли вы прогнозировать выполнение плановых показателей, видеть состояние дел на любой текущий момент, иметь необходимые данные для анализа и оперативного реагирования, формализованы ли все алгоритмы и стандарты продаж, есть ли система подбора и обучения персонала и т. д.?
Одним словом ⎯ есть ли у вас СИСТЕМА ПРОДАЖ? Если вы не можете утвердительно ответить на этот вопрос ⎯ статья будет вам полезна точно!
В ней мы рассмотрим эту тему подробней.
Что такое система продаж ⎯ определение
Система продаж⎯ это целостное единство взаимодействующих между собой и с внешней средой комплексов бизнес-процессов, стандартов и процедур, подсистем второго уровня (управления, контроля и др.), которые находятся во взаимозависимом, согласованном, чутко и адекватно реагирующем на любые изменения состоянии и нацелены на стабильность функционирования и результативности, максимальные объемы продаж и позитивное развитие.
________________________________________________________________
«Сам факт продажи вторичен, меня интересует наличие у менеджера навыка продажи, который позволит повторить успех. Главное — не единичный результат, а умение постоянно получать результат. То же относится к системе продаж»,⎯ Евгений Шугаев - основатель SaleRS
________________________________________________________________
Структура системы продаж (компоненты и подсистемы 2-го уровня)
Эффективная система продаж обязательно включает в себя:
- продукт. В широком смысле слова. Это и, собственно, продукт (товар) любого типа, и услуга или комплекс услуг с товаром или без, которые должны позиционироваться на рынке как УТП (уникальное торговое предложение). Это позволяет не только «отстроиться» от конкурентов, но и дает логическое и доказательное обоснование выгоды и ценности, которую получает клиент, приобретая продукт компании;
- воронку продаж. Это классика. Инструмент, дающий возможность оценить эффективность работы каждого этапа продаж, понять, в какой момент вы упускаете потенциальных клиентов. Модель воронки основана на концепции потребительского поведения AIDA ( внимание → интерес → потребность → действие), известной уже всем;
- алгоритмы и стандарты продаж. Это также классика, не требующая особых пояснений и доказательств. Разработанные, многократно выверенные и доказавшие свою работоспособность и эффективность приемы и методы ведения взаимоотношений с клиентами, ведущие, как правило, к продажам формализуются и становятся обязательными к исполнению всеми сотрудниками. Это очевидно и понятно уже всем;
- систему лидогенерации. Опять классика. Это привлечение клиентов. Все давно знают, что это такое и тысячи-тысяч занимаются этим практически каждый день. Тяжелая работа;
- систему подбора и обучения новых сотрудников. Отдельная и большая тема со своими сложностями, тонкостями и секретами. Как-нибудь позже рассмотрим её;
- систему мотивации сотрудников. Аналогично. Емкая и непростая тема;
- систему управления продажами. Это центральная и определяющая подсистема второго уровня всей системы продаж компании. Включает в себя планирование продаж, организацию всех бизнес-процессов, стимулирование участников, контроль, анализ и регулирование.
Зачем нужна система продаж?
Ответ очевиден и заложен в самом определении системы (см. выше).
Добавить можно следующее:
- правильно построенная система продаж самодостаточна. Она должна и может работать практически самостоятельно. А вы сможете «выйти» из режима работы 24/7( разумеется, контроль и управление изменениями обязательны!);
- нет фатально-жесткой зависимости от «звездных» сотрудников. Да, при уходе сильного сотрудника вы «просядете», но не ру́хните ⎯ система «вытащит».
Почему необходима?
Потому что система (см. опять определение системы выше) поддается управлению организующему центру, обеспечивающему целостность и устойчивость её в направленном движении к поставленной цели в условиях меняющихся обстоятельств внутренней и внешней среды.
Вот так вот несколько заумно сформулировано, но по сути, если немного напрячься, всё вполне понятно и укладывается в элементарную логику.
Тот, кто всерьёз погружен в бизнес и знает его сущность, подтвердит, что отсутствие системности в организации продаж ⎯ путь в никуда.
Как построить?
Вопрос простой, а ответ тянет за собой огромную «глыбу» непростых и многозначных задач, знаний, умений, навыков и практического опыта в этой области, что можно однозначно утверждать ⎯ самостоятельно построить эффективную работающую систему продаж под силу лишь каким-то гениям от бизнеса с природным чутьем, железной волей, управленческими наклонностями и выдающимися способностями к самообразованию и организованности.
Это исключительный тип людей. Мы их знаем по книгам и мемуарам:
Айзек Зингер (1811-1875), Генри Форд (1863-1947), Джон Рокфеллер (1839-1937), Стив Джобс (1955-2011) и т. д.
Обычным (опять ⎯ без обид!) предпринимателям с хорошими и большими амбициями, здоровым самолюбием, целеустремленностью и страстным желанием больших заработков лучше всего обратиться за профессиональной помощью в построении системы продаж к специализированным компаниям, имеющим соответствующую квалификацию и практический опыт.
Например, к нам в Бойлерную. Мы специализируемся на построении систем продаж в компаниях микро- и малого бизнеса, в том числе обучаем сотрудников отделов продаж технике и технологии продаж по всему спектру их общения с клиентами. Посмотрите отзывы о нас здесь. Это отзывы наших клиентов. Их уже больше 1300! Довольных! И вам тоже понравится. Приходите!
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, хочется повторить, что СИСТЕМА ПРОДАЖ⎯ не только про продажу или продажи, это понятие шире, это понятие – бизнес! Выстроить систему продаж означает построить бизнес.
Если у вас нет «системы» в продажах⎯ вы упускаете возможность бо́льших заработков и «высоты» своего полета. Разве это не вызов? А как самолюбие?
Подумайте. И займитесь построением СИСТЕМЫ продаж у себя. Удачи!