Найти тему

Модно быть грамотным

"Казнить, нельзя помиловать" как относится к грамотности?

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

Фаина Раневская

Но мы теперь пишем мало. Все больше говорим. Телефон, Instagram, YouTube, Тик-Ток, все шоу на ТВ.

Грамотная речь формирует положительный образ, позволяет произвести хорошее впечатление. Такому человеку стремятся подражать, его слушают, ему верят. Да, так думали великие ораторы и учителя риторики. Но так ли это? Вот идет по ТВ финал «Ледникового периода», и что я слышу: «блин» как эмоциональное наречие, как междометие, как удивление, как возмущение, как артикль (затрудняюсь сказать определенный или неопределенный). И от кого, от медийных и даже известных персонажей: от Киркорова, от Загитовой, от Михеевой.

В составленном учеными рейтинге слов-паразитов это слово на первом месте, оно вытеснило «как бы», «достаточно», «э» и пр.

-2

В. Новиков, автор знаменитой книги «Словарь модных слов» объясняет это явление так: «Склонность к эвфемизмам, к внешнему сглаживанию грубости — это все-таки особенность мещанской, плебейской речи. Интеллигент, аристократ духа — он никогда не частит «артиклями» типа «бля» и «блин». Он, если уж его выведут из терпения, скорее прибегнет к слову прямому и бескомпромиссному».

Думаю, что с профессором МГУ согласятся многие. Ведь «бескомпромиссное словцо» мы найдем и у Пушкина, и у Шукшина. Но у них – это средство художественной выразительности, стилистическая окраска, прием.

Максим Кронгауз, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва», искренне был удивлен тому, как умалилось значение премии, которую вручали Евгению Миронову за роль князя Мышкина, когда артист произнес это неуместное слово, пытаясь тем самым показать свое удивление и благодарность. А как жаль, ведь артист знает язык Ф.М. Достоевского, очень многих русских писателей. Мы, зрители, восхищаемся словом, произнесенным актером в фильме или на сцене.

Способность увлечь словом является большой силой, которая помогает достигать любые цели. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи, помогает осознать красоту и силу слова.

Многие лингвисты замечают: главная беда сейчас — это не орфографические ошибки и не путаница в ударениях, мы уже с этим смирились. Даже в театральной среде уже не вызывает раздражения произнесение с неверным ударением слов «мИмесис» и «кАтарсис». Проблема на письме — это лишние запятые. В прошлом году это подтвердила акция «Тотальный диктант», где самыми распространенными ошибками были именно запятые «сверх нормы» в самых неожиданных местах. Поэтому и актуализировалась фраза «Казнить нельзя. Помиловать». Где ставить запятую.

А поправляете ли вы людей, которые произносят слова неправильно: не там ставят ударение, путают грамматические формы? Особенно, если это слова настолько заезженные, что просто диву даёшься, что их можно так употреблять.

С другой стороны, что нами движет, когда мы делаем замечание человеку? Благие намерения по его перевоспитанию? Желание показаться самым умным? Посмеяться? Или стремление встать на защиту грамотной речи?

Многие мои студенты говорят, что сейчас модно быть грамотным. Это как тест «свой-чужой», как способ идентификации. Так ли это?

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ