Найти тему

"Ребекка" (Rebecca), или Когда прошедшие 80 лет фильму не помеха

Книги Дафны Дюморье экранизировались много раз. К сожалению, не все. Но многие романы удостоились этой чести дважды, трижды и более. Так насчитывается девять (!!!) экранизаций знаменитой "Ребекки" (из них две сделаны в Болливуде). Что интересно, первая экранизация, фильм, вышедший в 1940-м году, отлично смотрится и сейчас, хотя прошло уже восемь десятилетий.

Во-первых, потому что здесь отличная литературная основа. Картина поставлена точно по книге, ну разве что вместо убийства зрителям скажут о несчастном случае. Но в этом виноват пресловутый Кодекс Хейса. Да еще судьба миссис Дэнверс несколько изменена под конец, но это получилось вполне логично. Во-вторых, тут более, чем хорошая режиссура, ибо фильм снимал сам Альфред Хичкок, мастер триллера. В-третьих, лента вышла в 1940-м, всего через два года после издания романа. То есть, лица актеров, прически, наряды, интерьеры и пр. вполне аутентичные. В-четвертых, тут довольно мало спецэффектов. Да, нынешнему искушенному зрителю видно, что в некоторых кадрах нам показывают макет замка, а во время сцен в машине съемки явно скомбинированы. Но основной упор сделан на взаимоотношение героев и игру актеров, а тут с этим все в порядке.

Максим де Винтер (Л. Оливье)  с женой (Д. Фонтейн).
Максим де Винтер (Л. Оливье) с женой (Д. Фонтейн).

Для тех, то не в курсе дела, кратко о сюжете. Владелец старинного богатого поместья Мандерли Максим де Винтер встречает в Монте-Карло юную девушку, служащую компаньонкой у вздорной пожилой дамы. Он предлагает девушке (кстати, ни в романе, ни в фильме ее имя так и не будет названо) руку и сердце. Она принимает предложение. И неудивительно, ибо в роли Максима - герой девичьих грез времен 1930--1940-х Лоуренс Оливье.

-3

Но приехав в поместье, новобрачная понимает, что, похоже попала в переплет. Ибо все в доме напоминает о прежней миссис де Винтер, погибшей меньше года назад. Экономка миссис Дэнверс, слуги, соседи, все убеждены, что она была красавица, умница и просто ангел небесный. И, что самое страшное, они уверены, что муж любил ее больше жизни. Простушка, оказавшаяся на месте утонченной знатной леди, начинает чувствовать себя не своей тарелке, убедив себя еще и в том, что муж ее не любит и женился с горя.

-4

Ставку тут, конечно, сделали на звезду первой величины и действительно великого актера, Оливье. Проблема в том, что ему на момент съемок было всего 32 года, а его персонаж был лет на 10 старше. Актер, который 3 года назад с успехом сыграл молодого красавца в "Пламени над Англией", должен был изображать степенного мужчину в возрасте. Сделали что могли: старательно нарисовали седину и запретили актеру улыбаться в кадре. В результате герой получился чопорный и надутый, что твой гусь.

-5

Зато Джоан Фонтейн, сыгравшая вторую миссис де Винтер, была само очарование. Ее возраст примерно соответствовал возрасту героини (двадцать два года) и она так и лучилась юностью, светом, добротой.

-6

Не подвели и актеры второго плана. В первую очередь все говорят о Джудит Андерсон, воплотившей образ миссис Дэнверс, демонического черного ангела Мандерли.

Миссис Дэнверс (Д. Андерсон).
Миссис Дэнверс (Д. Андерсон).

Но я бы хотела отметить еще двух человек. Это Леонард Кэри в роли Бена и Джордж Сандерс в роли Джека Фавелла. У первого всего пара сцен. Но как хорошо актер вписался в образ полубезумного бродяги.

Бен (Л. Кери)
Бен (Л. Кери)

Второй создал образ лощеного и хорошо воспитанного негодяя и шантажиста.

Джек Фавелл (Д. Сандерс).
Джек Фавелл (Д. Сандерс).

Фильм хорош еще тем что, несмотря на то, что он снимался в Америке (Англии в 1939-м немного не до того было), он очень английский. И режиссер, и многие актеры были англичанами, поэтому мы видим ну просто канонических подданных Великобритании.

Беатрис Лейси (Г. Купер) и Джайлс Лейси (Н. Брюс).
Беатрис Лейси (Г. Купер) и Джайлс Лейси (Н. Брюс).

Очень неплохо передана и масштабность Мандерли, замка, чья величина давит на людей. Недаром фильм заканчивается пожаром Мандерли и освобождением четы де Винтеров от его тягостного влияния.

-11

"Ребекка" совершенно заслуженно получила "Оскар" как лучший фильм в 1941 году (и еще приз за лучшую работу оператора). Всего номинаций было одиннадцать, но приз за лучшую мужскую роль тогда присудили Джеймсу Стюарту за "Филадельфийскую историю", а за лучшую женскую - Джинджер Робертс за "Китти Фойл". С номинацией же за лучшую режиссуру вообще получился конфуз. Хичкок, привыкший работать в Англии, где режиссер - царь и бог, никак не ожидал того, что в Голливуде роль Зевса играет продюсер. Об его столкновениях с Селзником во время съемок "Ребекки" роман писать можно. Кстати, победил Селзник, поскольку фильм монтировал именно он. Что интересно, "Ребекка" получилась все же вполне в духе Хичкока.

Хичкок с исполнителями главных ролей.
Хичкок с исполнителями главных ролей.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

P.S. Оцените итальянскую афишу к фильму. Нет, такой сцены там нет. И вообще мне кажется, что создатели ЭТОГО вдохновлялись, скорее, кадрами из "Унесенных ветром". Ну и профиль первой жены Максима тоже чистая отсебятина. Но какая экспрессия!

-13

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц